Вход на сайт

ШКОЛА ТУРИЗМА

БЕЗОПАСНОСТЬ

Школа туризма

Безопасность в туристском походе

Для участия в пешеходных походах от туристов требуется необходимая общая и специальная физическая, техническая и тактическая подготовка, а также выполнение правил техники безопасности. Недооценка пешего похода может привести к сложной аварийной ситуации в группе. Пешие категорийные походы могут быть доступными лишь при условии постепенного накапливания туристского опыта от простых однодневных походов к более сложным.

Успешное проведение пешего похода во многом определяется не только туристским мастерством, физической подготовкой, но и морально-психологической подготовкой, т. е. определенным настроем туристов совершить самодеятельный поход именно той категории сложности, на которую он заявлен. Схоженность групп, физическая и техническая подготовленность участников, отработанные походные навыки и технические приемы, морально-психологический настрой, выполнение при этом требований техники безопасности во многом способствуют успешному завершению похода.

Безопасность в пешеходном походе. Программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) «Инструктор-проводник». Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий». 2022 год

Для работы с материалом нажми интересующий тебя раздел ниже или нажми на кнопку "Скачать"

1. Руководитель туристской группы
Руководитель туристской группы

Недопустимо, чтобы руководителями туристских групп были туристы, не имеющие достаточного опыта в руководстве. Даже опытные туристы не всегда могут быть руководителями по причине слабых организаторских способностей.

Основной лидирующей фигурой в группе является руководитель. Им должен стать турист, имеющий опыт в данном виде туризма, обладающий определенными организаторскими способностями и пользующийся авторитетом в коллективе.

Авторитет руководителя является основой успешного управления группой. Он складывается из прочного знания маршрута, правильного использования технических навыков и приемов, умения правильно оценивать сложную обстановку, принимать необходимое решение, осуществлять меры по обеспечению безопасности на всем протяжении подготовительного периода и во время похода, чувства ответственности не только за свои действия, но и за действия и поступки участников группы. Руководителю необходимо быть собранным, уравновешенным и доброжелательным. Он должен обладать чувством собственного достоинства, иметь собственное мнение, личным примером воспитывать у туристов высокую сознательность и ответственность по отношению к себе и своим товарищам.

Управление группой обязывает взять на себя дополнительные заботы по проведению учебно-тренировочных занятий по технической подготовке, отвечать за безопасность участников, больше уделять внимания организационным вопросам, обеспечивать участников всей необходимой информацией по предстоящему походу.

В походе участников необходимо привлекать к организационной работе, проявляя при этом требовательность и доверие. Совместные усилия сплачивают коллектив, создают доброжелательный климат в группе, побуждают туристов активнее участвовать в подготовке к походу.

Руководителю не рекомендуется выполнять задания за участников, иначе эта помощь в дальнейшем перерастет в иждивенчество, а в сложной обстановке повлечет за собой и более неприятные результаты на маршруте.

Мелочная опека не позволяет участникам полностью проявить себя, сдерживает их творческую мысль, и тем самым лишает их самостоятельного выполнения задания.

Однако контроль за их исполнением должен осуществляться постоянно.

Опыт управления туристской группой, как в период подготовки, так и непосредственно на маршруте накапливается постепенно от похода к походу.

Вначале на руководстве однодневными, затем многодневными походами и впоследствии спортивными, сложными путешествиями. Опытный, умелый руководитель не проявит лихачества на маршруте, не будет пренебрегать правилами безопасности, не поставит группу в трудное положение. Он меньше подвержен совершению грубых технических и тактических ошибок, а следовательно, не допустит нарушения правил и техники безопасности.

Причины, вследствие которых могут возникать аварийные ситуации в походе следующие:

  • недостаточный опыт руководителя;
  • недостаточный контроль за физической и технической подготовкой, психологическим состоянием участников;
  • включение в состав группы туристов, не имеющих достаточного опыта, для преодоления категорийных препятствий;
  • недостаточное изучение района похода и самого маршрута (климатических условий, сезонности, сложных участков, подъездных путей, отсутствия необходимого картографического материала);
  • ослабление контроля за подбором снаряжения и продуктов питания.

Ошибки, допускаемые руководителем в управлении группой на маршруте:

  • выход на маршрут в измененном составе, разделение группы;
  • включение в начальную часть маршрута сложных участков, изменение маршрута в сторону усложнения за счет прохождения отдельных сложных участков пути (перевалов, вершин в среднегорье, хребтов, каньонов, водных преград и т. п.);
  • неверные команды и действия руководителя на сложных участках пути;
  • отсутствие четкого руководства действиями туристов и требовательности при прохождении сложных участков пути;
  • неправильная расстановка сил при прохождении сложного участка пути, отсутствие наблюдательного и спасательного постов перехвата;
  • отсутствие предварительной разведки сложного участка;
  • отсутствие контроля при применении страховки и самостраховки;
  • отсутствие контроля за ориентировкой на маршруте;
  • поздний выход группы на маршрут;
  • неравномерное движение на маршруте, нарушение графика движения;
  • неверный выбор места привала, ночевки;
  • отсутствие дисциплины в группе, конфликт с группой;
  • недостаточный отдых участников, ослабление контроля за состоянием и самочувствием участников;
  • недостатки в руководстве, связанные с грубостью, несправедливостью, неумелостью, неопытностью, нечестностью и черствостью.

 

 

 

2. Подбор участников похода
2. Подбор участников похода

Отбор участников в состав группы следует проводить, учитывая туристский опыт, физическую и техническую подготовку, психологическую совместимость, деловые качества и необходимые походные навыки. Это исключает попадание в группу в последний момент случайных непроверенных и неподготовленных участников. Такой коллектив прочен и в сложной обстановке будет действовать слаженно и организованно, а следовательно исключатся психологические срывы и возникновение аварийных ситуаций по вине участников.

Не рекомендуется формировать группу из малознакомых или совсем незнакомых людей, по объявлению или по рекомендациям. В таких группах часто нет согласия между участниками и руководителем, что приводит к конфликтным ситуациям.

После определения участников состава группы между туристами распределяются обязанности. Все члены группы в равной степени должны заниматься подготовкой. Начинать ее следует с выбора района путешествия. При этом рекомендуется учитывать следующее: сезонность похода, удобные подъездные пути к начальному и конечному пунктам маршрута, категорию сложности, наличие туристского опыта, специального снаряжения, картографического материала и финансовые затраты. Нужно также знать, не является ли выбранный район заповедником или заказником и свободен ли он для посещения. Если группа планирует поход невысокой категории сложности, то не следует заходить в дальние районы, к тому же если там никто из участников прежде не был.

Затем приступают к детальной разработке маршрута. Район предстоящего путешествия изучается по туристским отчетам, географической и туристской литературе и составляется подробный план похода по дням. После завершения разработки маршрута руководитель доводит до каждого кандидата сведения о районе путешествия и подробный план маршрута: начальный и конечный пункты, реки, населенные пункты; о всех сложностях на маршруте, какими средствами будет осуществляться техника безопасности, о запасном ее варианте на случай, если необходимо будет быстро выйти с маршрута. Перед выходом на маршрут он должен позаботиться о размножении картографического материала с учетом для каждого участника. На каждой картосхеме необходимо нанести легенду маршрута с указанием направления между отдельными участками пути, ярко выраженные ориентиры, азимуты; дать рекомендации по прохождению сложных участков, соблюдению правил техники безопасности.

Очень хорошо, когда туристы имеют возможность накануне многодневного похода совершить тренировочный выход, в рамках которого проверяется личное, групповое и специальное снаряжение, которое планируется взять с собой в поход.

И, наконец, руководитель с заявочными документами выходит на рассмотрение и утверждение МКК. К этому времени должен окончательно определиться стартовый состав группы. После положительного решения МКК он письменно сообщает (в установленные сроки) в МЧС того региона, на территории которого планируется проведение похода, о начале похода с указанием руководителя группы, количестве участников, контрольных сроках и графике движения.

Перед выходом на маршрут туристы должны ознакомиться с правилами соблюдения природоохранных законов, пожарной безопасности и предупреждения травматизма, умением оказывать первую медицинскую помощь, пройти медицинский осмотр, а в отдельных случаях сделать необходимые профилактические прививки.

На маршруте на каждый ходовой день по указанию руководителя назначается направляющий и замыкающий. Роль направляющего состоит в умении вести по маршруту группу и подходящем для всех темпе, выбирать удобный, а в отдельных случаях безопасный путь, следить за тем, чтобы никто из туристов не отставал, группа шла компактно, не растягивалась, через установленное время или по просьбе участника, останавливалась на короткий привал. При выходе к сложному участку пути направляющий должен остановиться, собрать всю группу во главе с руководителем, совместно наметить путь дальнейшего прохождения, если необходимо, то провести разведку и сообща навести страхующие средства. После преодоления препятствия последним участником группа по команде направляющего продолжает путь.

Замыкающий следит за тем, чтобы участники не растягивались, не сходили с тропы. В случае вынужденной остановки одного из участников обязан дождаться его, а если остановка требует определенного времени, — предупредить направляющего сбавить темп или остановиться.

На маршруте туристы должны быть дисциплинированы, выполнять указания и команды руководителя, доброжелательно относиться друг к другу, на сложных участках оказывать помощь, не преодолевать их без разведки, не пренебрегать страховкой и самостраховкой, не проявлять лихачества и не паниковать в сложных, экстремальных условиях.

Причины, вызывающие аварийную ситуацию, следующие:

  • недостаточная подготовка к походу;
  • недостаточный туристский опыт;
  • невыполнение команд руководителя;
  • отсутствие дисциплины;
  • неумение владеть страховкой;
  • слабая физическая подготовка;
  • недостаточная техническая и тактическая подготовленность;
  • отставание от группы;
  • самовольный уход на разведку;
  • самостоятельное преодоление сложного участка;
  • самостоятельный выход на опасный участок;
  • пренебрежение страховкой и самостраховкой;
  • лихачество на маршруте;
  • несогласие с решением руководителя;
  • конфликт среди участников;
  • страх, паника, смятение в сложной ситуации;
  • отсутствие навыков в оказании первой помощи при заболевании и травматизме.

Конфликтная ситуация в группе.

Конфликты имеют большой результативный характер, потрясая всю группу, могут привести к ее распаду.

Каждый конфликт в туристской группе является серьезным и имеет свои последствия, а именно: отрицательно влияет на психологический климат в группе, а, следовательно, на успешное завершение похода без травм и психических стрессов.

 

 

 

3. Значение физической подготовки в предупреждении травматизма
3. Значение физической подготовки в предупреждении травматизма

Несчастные случаи в походе происходят в основном в момент утомляемости туристов. Главной причиной утомляемости является недостаточная общая и специальная физическая подготовка, слабое развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, равновесия, выносливости. Так, за последние 10 лет в пеших походах 10% несчастных случаев произошло по причине слабой физической подготовки туристов, 65% — ухудшения физического состояния. Из этого следует, что физической подготовленности участников похода необходимо уделять первостепенное значение.

Цель физической подготовки пеших туристов — поддержание постоянной физической готовности в различных климатических условиях в разное время года и суток. Чтобы достичь столь высокого физического уровня, необходимо решить задачу комплексного развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. Совершенствование физических качеств заключается в выработке и закреплении навыков в ходьбе по пересеченной местности и преодолении естественных препятствий на маршруте. Чтобы путешествие или спортивный поход не показались слишком тяжелыми, нужно задолго до его начала на тренировках готовить себя к большим физическим нагрузкам. Тренировки по физической подготовке следует проводить на местности, приближенной к походным условиям.

Происходящие ошибки в выполнении технических приемов, такие, как срывы на склонах, неумение противостоять сильному течению, потеря равновесия на осыпи, завалах, буреломах и т. д. наблюдаются у физически слабо подготовленных туристов. Нередко этому процессу способствуют и уменьшение рациона питания, недоедание, плохо организуемый отдых, который не позволяет полностью восстановить силы, снаряжение, в частности, обувь, а также неумелая укладка рюкзака.

Для улучшения общей физической и специальной подготовки используются различные методы и средства. Основные из них — регулярные тренировочные занятия с правильным чередованием физических нагрузок и отдыха, направленных на увеличение силы, быстроты, выносливости, ловкости и равновесия.

Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка, которая должна обеспечивать поведение в быстро меняющихся условиях: преодолевать сложные участки, связанные с риском и страхом, а также сложные климатические условия (жара, дождь, холод, снег).

В специальной подготовке туристам необходимо акцентировать снимание на развитии прежде всего той группы мышц, которая будет испытывать основную нагрузку. Например, при ходьбе с грузом — это мышцы ног и туловища, при наведении различных переправ, работе на сложных участках с горным рельефом — мышцы рук и плечевого пояса.

Туристы, неоднократно участвующие в спортивных походах, перед подготовкой к очередному походу обычно сами разрабатывают план тренировок по физической, технической и волевой подготовке; намечают план взаимодействия на маршруте. В результате такой предварительной подготовки происходит изучение маршрута, способов взаимодействия туристов, приемов техники безопасности, намечаются запасные варианты на случай выхода с маршрута и т. п. И чем разностороннее и полнее будут предварительно изучен маршрут, его сложные участки, продуманы и обоснованы действия группы в различных ситуациях, тем успешнее будет проведен спортивный поход.

 

 

 

4. Основные правила безопасности при движении на маршруте
4. Основные правила безопасности при движении на маршруте

Путешествие начинается с момента выхода с рюкзаком из дома. Находясь в транспорте, туристы обязаны соблюдать правила проезда: не стоять в тамбуре без надобности, при посадке и выходе пользоваться передними и задними дверями, не спрыгивать с платформы на железнодорожные пути. При переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями. При подъезде к начальному пункту маршрута или на отдельных его участках недопустимо пользоваться услугами неисправного, необорудованного для перевозки людей транспорта.

На маршруте при движении по проезжим дорогам руководитель должен вести группу цепочкой по обочине навстречу идущему транспорту. Категорически запрещается идти по приезжей части, перебегать или переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Необходимо помнить, что во время дождя и в гололедицу движение по дороге опасно.

Туристы должны соблюдать правила безопасности при переправе через водные преграды: не допускать переправу людей и груза на необорудованных, неисправных судах, а также перегрузку судов. Во время движения на лодке или других малых судах не переходить с одного места на другое, не перекладывать груз. Спасательные средства должны лежать сверху. Посадку и выход из лодок проводить по установленным правилам. В ненастье и большую волну переправу не производить. Не пользоваться услугами перевозчиков, находящихся в нетрезвом состоянии.

При прохождении через населенные пункты необходимо вести себя с местным населением доброжелательно и корректно, избегая неприятного инцидента. Не допускать в движении лидерства в группе, что может повлечь за собой растягивание участников на маршруте.

Выйдя на туристскую тропу, участникам похода порой приходится преодолевать определенные сложности: густой подлесок, заросли, бурелом, завалы, гари. На их пути попадаются сгнившие деревья, кочкарник, стланик, высокотравье, болота, марь, овраги, распадки, осыпи (мелкая, средняя и крупная), лесистые хребты и т. д. Ранним утром, когда в лесу обильная роса или после дождя, эти препятствия представляют собой определенную опасность для пешего туриста. Так, камни, покрытые мхом, корни и поваленные деревья от росы и дождя становятся мокрыми и скользкими. При неосторожном движении может произойти падение, в результате — получение травмы. Поэтому туристы, идущие в это время по лесу, должны быть очень внимательными.

Немаловажным фактором в деле безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Непосильный вес рюкзака может привести к быстрому утомлению, отсюда потеря координации и самостраховки, что в свою очередь может вызвать срыв. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого.

Метеорологические условия являются трудно прогнозируемым фактором, влияющим на изменения графика маршрута. Дожди вынуждают снижать скорость движения и больше уделять внимания страховке. Туман затрудняет выбор безопасного пути, усложняет ориентирование. В неблагоприятную погоду скорость снижается вполовину, а иногда надолго приходится устраивать внеочередной привал. Планируя путешествие в районах с неустойчивым климатом или в межсезонье, необходимо предусматривать резервные дни.

Походы в межсезонье имеют свои положительные и отрицательные стороны. В это время легче преодолевать заболоченные участки, низины, реки, озера, скованные морозом. Однако следует помнить, что в осенний период лед на озерах, реках и болотах еще тонок и не всегда может выдержать вес человека с рюкзаком, поэтому при движении по ним необходимо соблюдать технику безопасности, а если есть возможность, то лучше обойти это место по более безопасному пути.

Характерной чертой походов в межсезонье является неустойчивая, часто холодная погода, осенью раннее выпадение обильного снега затрудняет движение.

Движение по лесу нужно строить с учетом использования троп, тропинок, просек, полян и т. д. По тропе, даже самой заросшей или звериной, идти гораздо легче, чем напрямую — по азимуту. К тому же тропы пролегают так, что встречающиеся на пути препятствия огибают или пересекают в самом удобном для прохождения месте.

Проходя сквозь чащу, следует придерживать ветви, чтобы они не стегали по лицу идущего следом. Двигаться по лесу следует цепочкой с интервалом 3 — 4 м. Первые должны предупреждать голосом об опасных местах: яме, торчащем пне, корне, скользком месте, скрытых промоинах и т. д. Идти по маршруту без тропы надо не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасное место. При таком темпе у туриста, наткнувшегося на какое-либо препятствие, будет меньше вероятности упасть и получить травму. При движении по азимуту рекомендуется просматривать путь возможно дальше, чтобы не оказаться в непроходимой чащобе, в окружении завалов, сильно заросшего, глубокого оврага, распадка или болота и т. д.

На преодоление подобных препятствий уходит много времени и сил, так как туристам приходится подлезать под деревья, проходить по ним, спрыгивать, вновь подниматься, и все эти упражнения они выполняют с рюкзаком за плечами. Особенно рискованно проходить через прогнившие и неустойчиво лежащие деревья, тем более в дождливую погоду, когда они мокрые и скользкие. Если все же группа вынуждена идти по завалу, то при этом следует соблюдать осторожность (оказывать друг другу помощь, использовать в качестве опоры шест и т. д.).

Преодолевая заросшие глубокие распадки, овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом, камнями, по дну которых нередко текут ручьи, следует выбирать наиболее пологое место спуска и подъема. При крутых, влажных и скользких склонах безопаснее спуск и подъем осуществлять с помощью веревочных перил.

Немало трудностей вызывает прохождение через стланик, который широко распространен в тундровой и среднегорной зонах. Стланик представляет собой заросли стелющегося по земле кустарника с сильной и ветвистой корневой системой. Чаще всего это кедровый, березовый, ивовый и рододендроновый кустарник. Представители этой растительности порой достигают в высоту до трех метров, а в отдельных районах и выше (кроме рододендрона). Прежде чем двигаться сквозь заросли кустарника, следует зрительно наметить путь движения и стараться его придерживаться. В целях предохранения от ссадин и царапин следует надеть плотную одежду с длинными рукавами. Брюки заправить в сапоги или носки так, чтобы не было оголенных мест. Такая мера предосторожности позволит избежать травмы. Если есть возможность обхода этих зарослей, то лучше ею воспользоваться.

 

 

 

5. Основные правила безопасности при движении по болоту
5. Основные правила безопасности при движении по болоту

Заболоченные участки иногда составляют от 15 и больше процентов туристского маршрута. Немало физических и психических усилий приходится затрачивать на преодоление этого препятствия. Много времени уходит на проведение разведки, организацию страховки.

Болота подразделяются на низинные, верховые и “висячие”. Первые образуются в поймах рек, а также за счет зарастания водоемов и питаются в основном грунтовыми водами. Верховые (моховые) чаще встречаются на водоразделах и питаются за счет атмосферных осадков. “Висячие” нередко встречаются в горной местности и расположены на склонах. Они образованы выходом ключей и атмосферными осадками.

Болота классифицируются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. К первым относятся болота, покрытые густой травой вперемежку с осокой. В сухое время года по ним можно проехать.

Труднопроходимое болото покрыто мхом, среди которого встречается вода, растет трава пушица, густой кустарник ивы, ольхи, березы. Продвигаться по нему приходится в одиночку по мшистым полоскам и грядам, поросшим невысокими кустами.

Болото непроходимое или почти непроходимое покрыто камышом или по нему плавает травяной покров. Проходить его нужно обязательно с разведкой.

Один или два туриста с облегченными рюкзаками или без них выбирают наиболее безопасный путь. Все участники, независимо первый или последний, должны иметь шесты, которые держат в руках в горизонтальном положении. Ведущий проводит группу от одного до другого ориентира. Дойдя до намеченной точки, группа выбирает следующий ориентир и продвигается дальше.

Движение по труднопроходимому болоту должно осуществляться цепочкой с интервалом в 4 — 5 м, след в след, если путь проходит не по сплавине. Шаг ставить мягко, без рывков и резких движений. Путь безопаснее прокладывать по кочкам, около кустов и стволов деревьев. Опасность провалиться в этом случае незначительна, так как под слоем ила лежит обычно твердый грунт. При ходьбе по кочкам ногу следует ставить на середину, всей ступней и при этом плавно переносить тело без скачков, сохраняя равновесие. Для поддержания равновесия нужно опираться на шест. Сложнее идти по высоким кочкам. В этом случае для страховки и опоры несколько вперед выставляется шест, на который идущий опирается и последовательно плавно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую. Большой ошибкой является перепрыгивание с кочки на кочку. Из-за их неустойчивости при прыжке теряется равновесие, что влечет за собой падение и травмы.

Опаснее всего на болоте зарастающие водоемы, поверхность которых покрыта ярко зеленой травой. Это топь. Она почти непроходима. Поэтому топкие места рекомендуется обходить. Если в силу необходимости (далекого и сложного обхода) группа все же вынуждена идти через топь, то следует предпринять все меры безопасности. Прежде чем ступить на участок сплавины, нужно наметить путь движения. Сплавина может выдержать человека с рюкзаком, но колеблется под ногами идущего. В целях безопасности двигаться по такому участку болота следует по одному с интервалом 5 — 7 м. Во избежание разрыва сплавины участникам не следует идти след в след. Встретившиеся на пути участки воды нужно обходить, это “окно” — разрыв сплавины или слой, где она очень тонкая. Мочажины — ямы с болотной водой также следует обходить.

Для страховки туристы постоянно должны держать наготове шест в горизонтальном положении. Упавшему в трясину необходимо быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью. Если он сам не в состоянии подняться, то ему не следует производить лишних движений, чтобы еще больше не порвать сплавину. В этом положении нельзя допускать резких и судорожных движений и терять самообладание. Помощь упавшему должна оказываться быстро, без суеты и в то же время осторожно. Вначале следует загатить ближайшее от него место шестами и ветками. Затем осторожно подобраться к нему, помочь снять рюкзак и выбраться.

Мочажины глубиной до 50 см и более лучше проходить по жердям, которые последовательно укладываются по направлению движения. Последовательность укладки жердей состоит в том, что по мере их освобождения они передаются вперед. Таким образом, прокладывая гать, группа продвигается вперед. Идти по скользкой гати следует осторожно, опираясь по возможности на шест, приставными шагами или с разворотом ступни во внешнюю сторону.

Если разведка установила, что участок болота имеет под слоем воды твердый грунт, то можно двигаться вперед след в след за ведущим. Движение в любом случае должно осуществляться плавно, страховка шестом обязательна.

При движении по болоту нужно постоянно следить за направлением, отмечать ориентиры, ставить “вешки”, привязывая к ним небольшие кусочки материи или бинта. Маркировка пути может также пригодиться при возвращении обратно, в случае невозможности дальнейшего движения вперед.

Проходить болото нужно в обуви и одежде. При этом брюки должны быть заправлены, чтобы они не цеплялись и не мешали ходьбе. Снаряжение, продукты и одежда должны быть уложены в полиэтиленовый мешок в середину рюкзака.

И еще одно условие нужно иметь в виду. Прежде чем преодолевать болото, необходимо по возможности больше о нем узнать: где самые топкие места, возможность их обхода, где сухие места (островки) на случай непредвиденной остановки и т. д.

В межсезонье (особенно осенью) пешие маршруты нередко проходят по болоту, скованному морозом. Если лед держит человека с рюкзаком, то по нему идти довольно легко. Но иногда рано выпавший снег задерживает промерзание болота. Оно покрывается тонкой ледяной коркой, в этом случае движение по нему опасно. Меры безопасности в пути через болото в межсезонье те же, что и в летний период.

Первыми замерзают травянистые болота сплошным крепким льдом. Моховые и кочковатые замерзают медленно и неравномерно. Болота, покрытые кустарниковой порослью (ивы, ольшаника), замерзают последними.

Наиболее характерные ошибки:

  • ходьба по болоту без разведки;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • неверная тактика движения;
  • отсутствие ориентиров;
  • быстрый темп, резкие движения;
  • неиспользование шестов и их непрочность;
  • несоблюдение дистанции между участниками группы;
  • небрежно подогнанное снаряжение (не заправлены брюки, неплотно сидит на ноге обувь), не были расслаблены лямки рюкзака

 

 

 

6. Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий
6. Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий

Водные преграды часто встречаются на пути пеших туристов и являются одним из основных препятствий на маршруте. Преодоление их требует от туристов знаний, накопленных в предыдущих походах, здравого смысла, спокойствия в принятии верного решения. Поспешность, недооценка опасности, неумение навести переправу могут привести к тяжелым последствиям.

Водные преграды условно классифицируются по следующей схеме.

Переправа вброд

Наиболее частый вид переправы — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые, при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбирать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку.

Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

При определении препятствия необходимо учитывать время года и суток, а также метеорологическую обстановку (ливневые дожди, снежные заряды, буря, бурное таяние снега и ледников, резкое снижение температуры, высокий уровень воды).

После выбора места переправы определяют скорость течения реки. Прохождение горной реки вброд рекомендуется при следующей глубине: скорость течения до 1 м/с, глубина не более 0,9 м; 2 м/с — максимально 0,7 м; более 2 м/с — до 0,5 м. При скорости течения свыше 3 — 4 м/с переходить реку вброд опасно.

По характеру реки течение классифицируется на слабое — до 0,5 м/с, среднее от 0,5 до 1 м/с, быстрое от 1 до 2 м/с и очень быстрое — свыше 2 м/с.

Определение скорости течения проводится двумя участниками. Один из них отходит вверх по течению на 10 м и по команде бросает в воду небольшую щепку сухого дерева, другой, стоящий ниже, засекает время прохождения предмета до отметки. Пройденный щепкой отрезок пути делят на время его прохождения (например, 10 м : 6 с = 1,6 м/с скорость течения).

Места переправы можно классифицировать следующим образом: непроходимые, труднопроходимые и проходимые.

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.

Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград.

Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2 — 2,5 м. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20 — 30 м следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе реки вброд, равнинной или горной, первый должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.

На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже. Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.
После переправы реки первым основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующими на уровне груди туриста. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, держась руками за натянутые перила, лицом навстречу течению. При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди); Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, он переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три — пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.

При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В се- редину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

Значительно осложняется прохождение брода в период проведения походов в межсезонье. Это обусловлено неблагоприятной погодной обстановкой, скоростью течения, подъемом и низкой температурой воды.

Основные правила безопасности при переправе вброд:

  • при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;
  • реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самостоятельно переправляться в других местах запрещается;
  • при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами; для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять. Прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;
  • при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;
  • для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;
  • переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

 

Переправа над водой

Небольшие реки, горные потоки иногда можно преодолевать перепрыгиванием, но без рюкзака, чтобы не получить травму ноги (растяжение, вывих и т. п.). В этом случае следует пользоваться страховкой на шест. Шест ставится посередине водного препятствия, вверх по течению. Оперевшись на него, нужно оттолкнуться от берега и перепрыгнуть на противоположный берег. Можно осуществить страховку при помощи веревочных перил или шеста, использованного в виде перил.

Возможна переправа неглубоких рек по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места (с рюкзаком или без него). Но прежде чем воспользоваться этим способом, необходимо убедиться в их устойчивости. Для страховки рекомендуется использовать шест или натянутые веревочные перила. Если камни неустойчивые, мокрые и при прохождении по ним возникает малейшая опасность падения, следует отказаться от этого способа переправы, заменив его более безопасным.

Переправа по бревну или дереву наиболее удобна и безопасна. Она наводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камням, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д. В этом случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3 — 4 м. Сучья надо тщательно срубить. Бревно укладывается перпендикулярно руслу и укрепляется с обеих сторон.

Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается уголком ямка. В него упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится схватывающим узлом веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца, за которые берутся равное количество туристов с обеих сторон и начинают медленно поднимать бревно на 40 — 50 град. Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу. Затем также медленно начинают опускать в намеченную точку на противоположном берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист. Если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на нужную высоту, используя ее в качестве перил.

Рекомендуется и другой способ укладки бревна - выдвижением. Он состоит в следующем. Подбирается необходимой длины ствол дерева, очищается от сучьев и кладется на катки вблизи берега концом, направленным на противоположную сторону. Чтобы бревно не опрокинулось вперед, к комелю привязывают тяжелые предметы для противовеса, а со стороны верхушки прорезывается основная веревка, как в способе, описанном выше. С обеих сторон вбиваются рогулины высотой около 1,5 м, через которые пропускаются веревки. Веревки с каждой стороны держат по два участника. Другие со стороны комеля начинают подавать бревно вперед, страхующие при этом выдают веревку. После того как бревно ляжет на противоположную сторону, по нему проходит первый участник, держась за веревки. Перейдя на противоположный берег, он укрепляет бревно, перевязывает перила на нужную высоту. Только после этого участники, держась за перила, по одному переходят на противоположную сторону. Если бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, для устойчивости нужно сделать зарубки. По сырому бревну возможна переправа сидя или на коленях.

Другой способ наведения переправы состоит в следующем. На нешироком участке реки, где намечается завести переправу, подбирается дерево вблизи воды, и его валят так, чтобы оно перекрыло русло. Первый переправляется без рюкзака, придерживаясь толстых сучьев, мешающие прохождение сучья срубает. На противоположном берегу дерево укрепляет, чтобы его не снесло. Если при такой переправе возникает малейшая опасность падения, необходимо натянуть веревочные перила. Последним переправляется самый опытный турист. Он перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега и переходит сам.

На нешироких участках реки для страховки перекидывают жердь, которая служит в качестве перил. Она закрепляется на берегу или ее держат туристы с одной и другой сторон. При переходе можно использовать шест в качестве страхующей опоры, который ставят против течения. Этим способом в целях охраны природы следует пользоваться только в крайнем случае.

Переправа по естественному завалу. В таежной местности нередко на реках встречаются завалы, которыми можно воспользоваться при переходе на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Прочность завала проверяет один из туристов. Он без рюкзака переходят на противоположный берег и определяет устойчивость и прочность завала. Последующие переходят завал по одному или по двое.
Переправа по клади. Этот способ переправы используется на нешироких, но глубоких ручьях, протоках, через каньоны и трещины, переход через которые связан с опасностью для участников. Наведение такой переправы технически несложно. Через препятствие укладывается несколько нетолстых бревен.

Чтобы при ходьбе по ним бревна не разъезжались, их следует закрепить (связать репшнуром). Для безопасности прохождения по клади натягиваются одинарные или двойные веревочные перила, которые можно заменить тонкими, прочными жердями, укрепив их на берегу, или их держат туристы. В качестве страхующей опоры также можно использовать 3 — 5-метровый шест, который ставится под углом вверх по течению. После перехода на противоположный берег он передается следующему.

Переправа по жердевому мосту организуется через неширокие русла рек. Висячий мост предварительно собирается на берегу из трех основных веревок и тонкого бревна. Длина петель, поддерживающих бревно, должна быть такой, чтобы перила оказались под мышками идущего по переправе. Когда приготовления с мостом закончены, на другой берег со страхующей веревкой переходят один или два участника. К страхующей веревке привязываются петли. Переправившись на противоположный берег, туристы перетягивают на свою сторону перила моста и прочно их закрепляют. Мост следует укрепить так, чтобы во время перехода по нему он не касался воды и не раскачивался.

Для наведения переправ через водные преграды следует избегать валки живых деревьев. В лесной местности достаточно поваленных деревьев, которые могут быть использованы при наведении переправы. Однако, прежде чем остановить свой выбор на одном из них, необходимо проверить его прочность на берегу.

По натянутой веревке (или тросу) переправа осуществляется через бурную и глубокую реку. Для наведения навесной переправы одному из туристов нужно пройти реку вброд на страхующей веревке и закрепить ее конец на берегу.

Можно использовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (дерево, кусты, выступ скалы и т. д.), если русло реки узкое. Закрепив таким способом веревку, прежде чем по ней переправляться, необходимо испробовать ее прочность и надежность. После этого один участник переправляется на другой берег и надежно закрепляет конец веревки, второй конец также прочно закрепляется. Веревка для навесной переправы натягивается под небольшим углом к противоположному берегу со стороны, где находится группа. Для безопасности переправы натягивается дополнительно еще одна страховочная основная веревка.
Переправляясь, участник пристегивается к двум веревкам карабинами от грудной обвязки и беседки. Если веревки сильно наклонены к противоположному берегу и имеется опасность получения травмы, переправа людей должна осуществляться ногами вперед. Если натянутые веревки имеют небольшой угол уклона или провиса, то переправа осуществляется головой вперед. Это удобно еще и тем, что переправляющийся может помогать себе в передвижении руками. Движение по переправе осуществляется в горизонтальном положении за счет своего веса, иногда с помощью вспомогательной веревки, которая пристегивается к карабинам, на которых переправляется турист. Помощь осуществляется с берега по направлению движения вытягиванием за вспомогательную веревку.

Рюкзаки нужно переправлять отдельно по одному или несколько штук.

Самый опытный участник перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега, и после этого последним покидает берег.

Для переправы в пеших походах можно применять стальной 4-миллиметровый трос вместо основной веревки. Преимущество троса велико. Он сильно не провисает, выше прочность.

Переправа по снежным и ледовым “мостам”. Снежные мосты обычно образуются в конусе выноса в долину зимней или весенней лавины. Сквозь толщу снега поток пробивает себе туннель. Летом такие мосты сильно подтаивают, но они еще достаточно прочны, чтобы по ним перейти на противоположную сторону. При переходе по снежному мосту следует предпринимать все необходимые меры безопасности. Прежде всего, следует проверить его прочность. С этой целью один из участников на страховке с ледорубом, без рюкзака осторожно идет по мосту и зондирует перед собой снег. После перехода первого веревка, которой он страховался, крепится на противоположном берегу, образуя перила. Если снежный мост непрочен, его следует преодолевать ползком.

Для безопасности сложные участки рекомендуется проходить в связке по 2 — 3 человека, след в след. В самых крайних случаях непрочный снежный мост можно преодолевать прыжком, если есть полная гарантия, что во время толчка и приземления под участником не обрушится кровля моста и он сможет вовремя затормозить на снегу.

Ледовые мосты — участки с открытыми или забитыми снегом трещинами следует проходить с обязательной разведкой и страховкой. Движение по льду должно проходить в туристской обуви на подошве “Вибрам”. На отдельных, более крутых участках, для страховки применять кошки.

Встретившиеся на пути мелкие трещины следует перешагивать, широкие — обходить. Трещины шириной до 2 м можно преодолевать прыжком без рюкзака, но обязательно со страховкой — основной веревкой через плечо или поясницу. Страхующий должен находиться не ближе 10 — 15 м от края трещины с удобной опорой. Прыгать на лед в кошках нежелательно, так как можно зацепиться, потерять равновесие и упасть. Если все же прыжок вынужден будет производиться в кошках, то нужно выбрать место, чтобы приземлиться на снег.

Перед прыжком нужно тщательно проверить прочность краев трещины. Когда на противоположной стороне будут три-четыре человека, им можно перебросить рюкзаки за лямки, пристегнув их карабином к вспомогательной веревке.

Переправа по льду через водоемы и реки. Перед выходом группы на лед необходимо проверить его состояние, затем предпринять все необходимые меры безопасности: ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5 — 7 м и выдерживать ее до выхода на противоположный берег. С выходом на лед держать наготове веревку, а каждому участнику иметь шест.

При ходьбе по льду следует установить порядок движения. Первым идет опытный турист с облегченным рюкзаком или без него. Его задача — выбирать безопасный путь. Участники должны прекратить разговоры и все внимание сосредоточить на безопасности передвижения. Идти всем по одному следу.

В случае падения в воду необходимо быстро организовать помощь. Прежде всего прекратить движение, снять рюкзаки и выполнять указания руководителя. Упавшему в воду необходимо кинуть конец веревки и с ее помощью подтянуть его к краю полыньи. Затем помочь пострадавшему выбраться на лед. Если он самостоятельно не может выйти из воды, то следует подобраться к нему ползком, продвигая перед собой шесты. Создав из шестов опору с двух сторон, начать подъем его из воды, сняв с него рюкзак. Выход из воды на лед нужно осуществлять ползком, опираясь на шесты, с одновременным подтягиванием веревкой. Не следует сразу становиться на колени или вставать. Лед может не выдержать и обломиться. Пострадавшему необходимо помочь быстро добраться до ближайшего берега. Все действия должны быть согласованы. С выходом на берег нужно немедленно разжечь костер, раздеть и растереть пострадавшего, надеть на него сухую одежду, напоить горячим чаем, уложить в спальный мешок, дать успокаивающее средство, чтобы снять стрессовое состояние. Если через некоторое время самочувствие участника не восстановится, то следует сойти с маршрута и выйти к ближайшему населенному пункту для оказания профессиональной медицинской помощи.

Основные правила безопасности при переправе над водой:

  • при использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность;
  • при переправе по бревну, завалу необходимо проверить устойчивость и надежность переправы;
  • по мокрым и гонким бревнам проходить с обязательной страховкой;
  • на завале быть осторожным, проверять его прочность;
  • переправляться там, где решила группа;
  • при переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности;
  • ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15—20° — в кошках;
  • не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки;
  • переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки;
  • страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и своевременно выдавать или выбирать веревку, не допускать большого ее провисания, работать в рукавицах;
  • прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь;
  • передвигаться по навесной переправе только по одному и с надежной страховкой;
  • переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо;
  • осенью и весной, когда на водоемах, озерах и реках недостаточно прочный лед, переходить только при соблюдении правил безопасности;
  • в аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

 

 

 

7. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов
7. Основные правила безопасности при преодолении горных склонов

На маршрутах в среднегорье туристам приходится преодолевать сложные участки горного рельефа. Горные склоны можно разделить на следующие виды: лесисто-травянистые, осыпные, скальные, снежно-ледовые.

Лесисто-травянистые склоны

Лесистые склоны характерны для горно-таежного маршрута. На склонах, поросших тайгой, на пути туристов встречается много сложных препятствии: поваленные сгнившие деревья, корневища, камни, покрытые мхом, скрытые ямы, промоины и т. п., поэтому нужно быть очень внимательным. При неожиданном столкновении с препятствием происходит потеря равновесия — падение, которое также может произойти в результате утомляемости или в сложной метеорологической обстановке. Для самостраховки необходимо иметь альпеншток. Туристы должны оказывать взаимную помощь, что обеспечивает безопасное прохождение склона.

Склоны, покрытые кустарником. Движение сквозь кустарниковые заросли связано с большими физическими трудностями. В том случае, когда низкорослый кустарник встречается на большой площади и обойти его не представляется возможным, следует наметить путь движения по зарослям через прогалины и лужайки. Двигаться сквозь кустарник нужно колонной, придерживаясь установленной дистанции. Необходимо обращать внимание на переплетенную корневую систему, камни, скрытые промоины и т. п. Идти по зарослям нужно в прочной обуви и одежде, которая закрывала бы все части тела.

Травянистые склоны бывают с высокой и низкой травой. По склону с высокой травой подниматься и особенно спускаться следует не спеша и внимательно, так как она скрывает рельеф. Под ногами часто встречаются протоки, ямы, стволы деревьев, камни, о которые можно споткнуться.

Не менее сложными являются крутые склоны с низкой травой. Особенно они коварны, когда трава мокрая, так как возможность падения увеличивается и возникает опасность получения травмы. Упавшего, если он сразу не остановит свое скольжение вниз, может выбросить на камни, скалы, обрыв, что повлечет за собой тяжелые последствия. При подъеме и спуске нужно придерживаться установленной дистанции, чтобы находящийся выше участник в случае падения не смог сбить ниже идущего, ледоруб (альпеншток) держать в положении страховки. При падении необходимо предпринять меры к самозадержанию путем разворота тела лицом к склону и торможения ледорубом (альпенштоком). На отдельных, особо сложных участках рекомендуется организовать веревочные перила.

 

Осыпные склоны

Осыпные склоны состоят из мягких размывающихся пород. Подъем и спуск по ним надо проводить со страховкой. Подъем осуществляется друг за другом. По возможности для ног выбирают более устойчивое положение. При спуске следует остерегаться движения за собой породы. Сыпучие склоны особенно сложны в прохождении после дождя, выпавшего снега. Неустойчивая поверхность может привести к падению со скольжением вниз.

При большой крутизне туристы должны применять самостраховку и групповую страховку.

Склоны с мелкой осыпью. Двигаться по мелкой осыпи нужно колонной наискось или серпантином с маленьким интервалом между участниками. Все должны быть внимательны и соблюдать осторожность, чтобы не вызвать камнепада, для самостраховки пользоваться ледорубом (альпенштоком). На крутых участках для безопасности прохождения навешиваются перила.

Склоны со средней осыпью. При подъемах и спусках по средней осыпи необходимо избегать резких движений, идти осторожно, не вызывая камнепада. Ледорубом пользоваться не рекомендуется, так как опора на него ненадежная, к тому же им можно нечаянно столкнуть непрочно лежащий камень. Способ движения серпантином лучше не применять, чтобы случайно сорвавшийся камень не явился причиной несчастного случая.

Склоны с крупной осыпью. Крупные обломки скал создают обманчивую видимость, что плотно лежат на склоне и по ним можно легко подниматься и опускаться. Некоторые из них еле держатся, и стоит на такой камень встать, как он приходит в движение. От неожиданности турист теряет равновесие и падает, что влечет за собой серьезную травму. Увеличивается опасность ходьбы по крупной осыпи, покрытой мхом и наклонными обломками, а также во время или после дождя, снега, когда осыпь становится наиболее скользкой и малоустойчивой.

При движении необходимо быть внимательным и соблюдать осторожность. Прежде чем наступить на очередной обломок, нужно убедиться в его устойчивости. Безопаснее наступать на конец камня ближе к склону.

Скально-плиточные склоны являются одним из сложных горных рельефов. Преодоление такого участка связано не только с физическими и техническими трудностями, но и с психологическим состоянием группы. Следует знать, что двигаться по наклонной плите тяжелее, устойчивость ее меньше, вероятность потери равновесия возрастает. Движение по скальному склону, где плиты имеют большой угол наклона и плохую связь между собой, особенно опасно. При плохой метеорологической обстановке они становятся практически непроходимыми. Подъем, движение, спуск по такому склону требуют особой осторожности и принятия всех мер безопасности (навешивание надежных вертикальных и горизонтальных перил).

 

Скальные склоны

Прежде чем приступить к прохождению участка со сложным скальным рельефом, необходимо принять все меры предосторожности: наметить примерный путь движения, отметить наиболее сложные участки, места камнепадов (если такие имеются) и места их обхода, подготовить необходимое страховочное снаряжение.

Наиболее просты в прохождении по скальным склонам ребра, контрофорсы, кулуары, по опаснее возможными камнепадами. Следует избегать спусков по особенно крутым и длинным кулуарам. Запрещается производить спуск во время и после снегопада и дождя, так как на этих участках повышается вероятность срыва и очень сложно остановить скольжение вниз.

Спуск со скального склона иногда значительно сложнее, чем подъем, так как склон полностью не просматривается. В результате возникают дополнительные трудности в организации его прохождения. Следовательно, прежде чем начать спуск, нужно организовать надежную страховку. Спускающийся первым должен проверить прочность выступов и неровностей для зацепок рук и опоры ног, после чего спускается вся группа.

При спуске безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале. С пологих скал допускается спуск спиной, с крутых — повернувшись лицом к склону. На сложных спусках и подъемах, где есть хотя бы небольшая вероятность срыва, необходимо навешивать страховочные вертикальные и горизонтальные перила из основной веревки.

 

Снежно-ледовые склоны

Снежные склоны. В пешем походе в зависимости от района путешествия иногда приходится преодолевать снежные участки местности в летний период и часто в межсезонье. Туристам следует помнить, что в разные периоды и разное время суток снег неоднороден. В одном случае по снежному склону можно передвигаться с самостраховкой, в другом необходима групповая страховка (связка, перила и т. д.). Снежные склоны лучше проходить ранним утром, когда еще снег скреплен ночным морозом, прочный наст. Такое состояние снежного покрова избавит от вытаптывания ступеней, излишнего расхода энергии, удлинит время наступления утомляемости.

Иногда за короткие утренние часы группа не в состоянии преодолеть снежный участок пути. Так как снег с каждым часом рыхлеет, идти становится труднее. Чаще нужно менять ведущих, а если группа идет в связке, то — передовую связку. Однако роль направляющих состоит не только в прокладывании пути, но и в его безопасном выборе: обходе крутых и лавинных мест, мест камнепадов, обходе трещин, выборе прочных снежных мостов и т. д.

Движение по крутому снежному склону грозит опасностью срыва. При переходе наиболее крутых участков навешивание перил обязательно. По крутому снежному склону надежнее подниматься в “лоб”. По крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной страховкой.

По склону с рыхлым снегом идти следует осторожно, так как здесь большая вероятность схода лавины. Прежде чем начать снижение, надо наметить надежный путь. Подниматься по крутому склону рекомендуется лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок. Перед каждым шагом древко ледоруба или альпенштока вгоняют в снег, держась за него двумя руками. Спуск со склона можно осуществлять спиной к нему.

По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаться скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, страхуясь ледорубом (альпенштоком).

Особое внимание и предельная собранность должны быть у туристов при прохождении лавиноопасных участков пути. В целях безопасности такие места следует проходить рано утром, когда снег скреплен морозом. Перед прохождением этого участка наметь наиболее безопасный путь, подготовить лавинные шнуры, ослабить лямки рюкзаков, выставить наблюдателей, установить необходимый интервал между участниками и только после всех принятых мер предосторожности приступить к прохождению опасного места. Нужно избегать подрезания склона поперечными следами, в противном случае это вызовет сход лавины.

Ледовые склоны. Если их прохождение запланировано. Необходимо соблюдать основные меры безопасности. С выходом к ледовому склону, леднику, прежде чем начать движение по нему, следует отметить трещины, крутизну и другие сложные препятствия. После проведения разведки — приготовить страховочное снаряжение. По пологому леднику нужно идти в туристских ботинках, страхуясь ледорубом. На сложных участках пути (на крутых склонах, льду, присыпанном снегом) надевают кошки. По закрытому леднику идут в связках, на крутых склонах вырубают ступени, при необходимости навешивают перила.

Основные правила безопасности при движении по горному рельефу:

  • быть предельно внимательным;
  • поваленные и гнилые деревья, камни на пути перешагивать;
  • на сырых, крутых спусках, при движении по неустойчиво лежащим камням, мокрой и скользкой поверхности пользоваться страховкой;
  • в дождь, снегопад, туман, в обстановке плохой видимости, темноте, а также при сильном ветре движение запрещается;
  • прохождение скальных участков без касок недопустимо;
  • при верхней страховке веревка должна проходить между руками;
  • на крутых снежных склонах и ледовых участках движение осуществлять в кошках;
  • при спуске вниз по снегу тело держать вертикально, упор делать на пятки;
  • соблюдать строжайшую дисциплину, не допускать самовольных выходов на разведку и с места лагеря.

 

 

 

8. Возможные стихийные явления и действия группы при их возникновении
8. Возможные стихийные явления и действия группы при их возникновении

Лесной пожар

Заметив в лесу дым или открытый огонь, постарайтесь немедленно определить причину их возникновения. Обратите внимание на то, что именно горит, с какой силой и на какой площади. Дует ли в настоящий момент ветер, каково его направление и сила. Существует ли опасность распространения пожара дальше.

Пожары в лесу бывают низовые, подземные (торфяные) и верховые.

Наиболее часты низовые пожары. При этом горят нижние части деревьев, трава, валежник, выступающие корни. Скорость распространения низового пожара от 1 до 3 метров в минуту, высота пламени — от полуметра до полутора метров. При скорости 3 — 4 метра в минуту пожар разрастается в крупный за 10 — 14 часов. Максимальная скорость распространения огня составляет 0.5 -1 км в час.

При сильном ветре огонь может перекинуться на верхушки деревьев. Такой пожар уже называется верховым. Он передвигается по кронам деревьев со скоростью от 5 до 100 и более метров в минуту, т. е. 40 км в час и более.

Ветер разносит горящие ветви и искры, которые поджигают лес за десятки метров впереди и создают новые очаги пожара.

Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Исходя из конкретных условий, решите, возможно ли самостоятельно потушить пожар, или вам потребуется помощь. Не переоценивайте свои силы.
В случае если вы вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей.

Если вы посчитали необходимым покинуть место возгорания, следует как можно быстрее следовать в безопасное место: двигаться в наветренную сторону, перпендикулярно кромке пожара, в места, где у огня мало «пищи»: просеки, дороги, поляны, берега ручьев и рек. Следует по возможности забрать тяжелое снаряжение у наиболее слабых участников группы. Если кто-либо почувствовал, что начинает задыхаться от дыма, можно лечь на землю и немного отдышаться, так как воздух внизу, в траве значительно чище. При сильном задымлении рот и нос следует прикрыть мокрой тряпкой.

Выйдя из зоны пожара, необходимо в максимально короткие сроки уведомить о пожаре специальные службы. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие. Во время передачи тревожного сообщения расскажите об известных координатах пожара, времени, когда вы его заметили, и предполагаемой причине возникновения.

 

Камнепады

Камнепады — одна из самых распространенных опасностей, поджидающих туристов на горной тропе. Падение лишь одного камня, вызванное той или иной причиной, может в свою очередь вызвать целую лавину камней, направление полета которых трудно угадать. Если к этому добавить порою огромный вес летящих камней и их большую скорость, то становится вполне понятной та опасность, которая ожидает туристов, попавших в зону камнепада. Особенно страшна эта опасность для туристов, не имеющих достаточного опыта путешествий в горах или пренебрегающих правилами преодоления естественных препятствий.

В основном образованию камнепадов способствует так называемое "морозное выветривание". Вода, образованная в результате таяния снега днем, в условиях высокогорья ночью замерзает. При отекании по скалам, попадая в мельчайшие трещины горных пород и расширяясь при замерзании, она приводит к увеличению и углублению трещин. Многократное повторение указанного процесса в течение многих лет приводит к отделению части породы от основной массы, а затем и к ее падению вниз.

Падению камней могут способствовать также ветер, дождь, удары молнии, потоки воды. Падающий камень, ударяясь о склон, в свою очередь выбивает другие куски породы или нарушает равновесие отдельно лежащих камней, которые также приходят в движение. Именно так и возникает камнепад.

Замерзающая в ночное время вода, превращаясь в лед, цементирует постепенно отделяющиеся обломки породы. Поэтому в ночное время камнепады — явление редкое. Камнепады, возникают утром, когда с восходом солнца камня прогреваются и лед скрепляющий их начинает таять.

Наиболее камнепадоопасными являются кулуары, камины, желоба, русла ручьев и другие углубления, служащие естественными путями движения падающих камней. И наоборот, водораздельные формы рельефа, как правило, совершенно безопасны для движения туристских групп.

Признаками камнепадоопасных мест являются: свежие полосы от падающих камней на стенах кулуаров и желобов, характерный запах серы (в случае недавнего камнепада), грязь или вертикальные полосы бурой расцветки на снежных склонах под скалами, наличие недавно отделившихся камней на поверхности склона. Явно опасными являются и скалы, сложенные из слоистых, пористых или других легкоразрушимых пород.

Следует помнить, что камнепад может возникнуть и при неосторожном движении туристов: опора на непроверенный на прочность камень, сброс камня волочащейся по земле веревкой и т. п. Эта опасность особенно возрастает при неправильном построении группы во время подъема или спуска по склону.

Туристам необходимо знать следующие основные правила преодоления камнепадоопасных участков, а именно:

  • при траверсе склона не допускать нахождения участников друг под другом, тем более параллельного движения двух групп. Если возникает необходимость обгона, то выше идущая группа должна сделать остановку в момент прохождения под ней второй группы. При преодолении узкого камнепадоопасного кулуара или осыпи движение участников осуществляется по одному, с обязательным выставлением наблюдателя, ведущего наблюдение из безопасного места за зоной начала возможного камнепада. После перехода участниками опасной зоны для обеспечения безопасности движения этого наблюдателя Инструктор должен предварительно выставить второго наблюдателя;
  • при подъеме или спуске по склону необходимо соблюдать минимально возможный интервал между участниками. При таком условии случайно сорвавшийся из-под ноги выше идущего туриста камень, не успев набрать скоро- сти, будет остановлен следующим за ним туристом;
  • при большом количестве участников допустимо вертикальное движение по осыпи по двум параллельным трассам. Если при наличии двух групп параллельного движения организовать нельзя, подъем или спуск следует производить либо одним объединенным отрядом без всякого интервала между группами, либо движение второй группы начинать не раньше, чем закончит движение по вертикали и уйдет в сторону первая группа;
  • на крутых склонах при подъеме или спуске "серпантином" интервал между участниками также не должен быть большим. Так как нитки "серпантина" располагаются одна под другой, движение по следующей нитке не начинать до тех пор, пока вся группа не соберется вблизи места разворота. При необходимости подъема или спуска по камнепадоопасному участку, имеющему большую протяженность, следует предварительно установить, когда закончится движение группы, и если оно не будет завершено до наступления темноты, то движение группы следует отложить до следующего утра, так как в наступающей темноте случайно сорвавшийся или сброшенный по неосторожности туристом камень невозможно различить на фоне скал:
  • участник группы, первым увидевший падающий в направлении людей камень, должен громким возгласом "Камень!" предупредить своих товарищей о грозящей опасности. По этой команде остальные туристы, не шарахаясь в разные стороны, прежде всего должны зрительно установить местонахождение падающего камня, а затем, в зависимости от предполагаемой траектории полета принять необходимые меры: остаться на месте, отойти в сторону, укрыться за большим камнем и т. п. Необходимо запомнить, что камень, ударяясь о скалы, меняет направление своего полета. Поэтому его приближения (если негде укрыться) следует ждать на месте и отклониться лишь в по- следний момент. Если движение будет начато раньше, то турист может потерять из виду летящий камень.

 

Сель

Сель - внезапно возникающий на горных реках бурный паводок. несущий грунт, камни, лед, обломки деревьев — все то, что он встретит на пути. В горах сель довольно частое явление. Сели бывают очень большой разрушительной силы, они представляют опасность не только для тех, кто находится в горах, но и для населенных пунктов. Сели разрушают дома, горные дороги, сносят посевы, создают запруды. Сели могут быть грязевые, грязекаменные и водокаменные. Наиболее распространенные сели — грязевые. Причиной образования селей могут быть сильные и длительные дожди, значительные уклоны, наличие рыхлого обломочного материала, прорыв озера, образовавшегося в результате завала в верховье ущелья. Признаками селя является быстро увеличивающийся уровень воды в реках, которая приобретает цвет грунта. Приближение селя можно определить по специфическому шуму и грохоту. Опасность селей увеличивается с потеплением. Более частые сели бывают в период май — сентябрь, зимой их не бывает. Люди, оказавшиеся на пути селя, могут спастись только уйдя с его пути на возвышенность, взобравшись по скалам вверх. Группа, попавшая в обстановку проливных дождей, должна переждать, пока они не кончатся и не сойдут сели. Бивуак следует устраивать в безопасном месте, на возвышенностях, водоразделах, там, где не грозит опасность селей и камнепадов.

 

Гроза

Гроза в горах является большой опасностью потому, что человек, находясь на высоте, попадает в сферу грозовых разрядов. Удар молнии в скальные породы и даже гром могут быть причиной сильного колебания воздуха и вызывать лавины и камнепады. Кроме опасности поражения молнией, гроза в горах может сопровождаться снежной бурей, градом или дождем. Приближение грозы можно определить по резкому падению атмосферного давления (по барометру) и появлению кучевых облаков. При появлении грозового фронта издалека видно сверкание молний и темные тучи. Чтобы узнать, на каком расстоянии происходят грозовые разряды, надо подсчитать промежуток между блеском молнии и громом. Известно, что движение звуковых волн происходит со скоростью 340 м в 1 с. Количество секунд умножают на 340, результат - расстояние от места грозового разряда в метрах.

Поэтому можно рассчитать свои действия и подготовиться к наступлению грозы. Чаще всего молнии в горах ударяют в выступающие точки - скальные пики, находящиеся выше других, гребни, где есть породы с содержанием хотя бы небольшого процента железа.

При приближении грозы необходимо спуститься с возвышенного места в укрытие на 10 - 15 м в безопасное место, которое послужит защитой от прямого попадания молнией; все металлические вещи отнести на расстояние не ближе чем 10 м, сесть опустив голову, обняв руками колени. При этом положить под сидение и ноги сухое снаряжение (штормовку, поролон, спальный мешок и др.), не касаться руками скал и грунта.

 

Дождь и снегопад

Дождь и снегопад весьма частое явление в горах. После дождя или мокрого снегопада, когда вся одежда намокла и обледенела, создаются условия к переохлаждению организма. Промокшая одежда и снаряжение отрицательно сказываются на бивуачном отдыхе, отрицательно влияют на нервную систему туриста. Дождь, мокрый снег, град способствуют гололеду, при котором во много раз труднее преодолевать скальные и травянистые склоны. Резко увеличивается опасность камнепадов и лавин. Большие ливни увеличивают количество воды в реках, что затрудняет переправу. Участники группы всегда должны помнить, что такая ситуация может возникнуть, и перед выходом в многодневный поход запастись водонепроницаемой одеждой. При сильном дожде и снегопаде необходимо найти укрытие, переждать непогоду, укрывшись плащом, а при длительном ухудшении погоды разбить бивуак.

 

Резкое понижение температуры

Быстрая смена температур не может не отразиться на жизненных процессах человеческого организма. Большое влияние на тепловой обмен оказывает температура воздуха. В горах величина изменения температуры воздуха зависит от сезона, времени суток, характера атмосферных процессов, наличия ледников, снежного покрова и т. и. Так, если в летнее время на уровне моря температура +15° С, то на высоте 1000 м +8°С, на высоте 4000 м -11° С, на высоте 6000 м -24°С, на высоте 9000 м -43° С. Переохлаждению способствует утомление, общее истощение организма, плохое питание, неподвижное состояние, недостаток теплых вещей, в особенности носков, и тесная обувь. Ноги и руки чаще всего подвергаются обморожению. Ощущение холода не дает возможности хорошо отдохнуть на бивуаке. После очень холодных или неудобных бивуаков альпинист заметно теряет работоспособность и сопротивляемость к болезням.

При охлаждении организма и при большой физической нагрузке на большой высоте уставшего альпиниста клонит ко сну. Чтобы предостеречь себя от опасности низких температур, прежде всего одежда и снаряжение туриста должны соответствовать возможным погодным изменениям на маршруте.

Набор теплых предметов одежды (свитера, носки, стельки и пр.), теплый спальный мешок и хорошая палатка предохранят от холода.

 

Встреча с дикими животными

Основные правила при движении в походе:

1. При движении по лесу, дайте знать диким животным о своем присутствии заранее, разговаривайте, издавайте любые звуки, не крадитесь;

2. Не подходите к раненым животным;

3. Не пытайтесь поймать или погладить любых диких зверей, в том числе малышей, поскольку они могут быть переносчиками инфекций;

4. Никогда не ходите по одиночке, даже на привалах.

5. При ночевках в походе всю еду плотно упаковывайте и держите подальше от палаток, метрах в 15-20.

Основные правила поведения при встрече с диким животным:

1. Не паникуйте и не делайте резких движений. Убегать нельзя – у животного может включиться инстинкт преследования, и оно побежит за вами. Постарайтесь замереть на месте.

2. Не смотрите дикому животному в глаза – поскольку оно (животное) может воспринять это как агрессию. Смотрите на шею, на животное в целом, но не в глаза.

3. Если при встрече с диким животным оно вас не заметило, постарайтесь, не выдавая своего местоположения, аккуратно отойти подальше. Не поворачивайтесь спиной, пока не удалитесь достаточно далеко.

4. Если животное заметило вас, но не проявляет признаков агрессии – замрите, а потом медленно отходите назад, не делая резких движений.

5. Если медведь вас заметил и тихонько уйти невозможно, снимите рюкзак и поставьте его между собой и зверем. После этого медленно отходите, не поворачиваясь к медведю спиной. Если он и решится вас преследовать, то для начала заинтересуется рюкзаком и у вас будет время на отступление.

6. Если при встрече с волком, кабаном или медведем зверь проявляет признаки агрессии – можно попытаться испугать его громким криком, шумом (например, постукиванием ложкой по миске) или огнем. Группа из нескольких человек может вытянуться в линию и начать с криками и шумом медленно наступать – скорее всего, животное испугается и убежит. Но так стоит делать только в том случае, если нет возможности уйти.

7. Если дикое животное проявляет агрессию, и ничего сподручного, чем его возможно было бы отпугнуть нет, нужно лечь на землю, лицом вниз, закрыть голову руками и лежать не двигаться. Медведь обнюхает вас, может потрогает лапой, потеряв интерес уйдет. Лежа и не двигаясь вы не будете представлять угрозу для него, поэтому нападать он не станет.

 

Темнота

Темнота делает препятствие невидимым или же сильно искажает его характер, скрывает подлинную опасность. Кроме того, недостаточная физическая и психологическая подготовленность туриста к действиям в темноте, переутомление после трудного дневного марша, снижение зрительной чувствительности от чрезмерного напряжения при ночном зрении, искажение представления о расстоянии, замедление реакции усталых мышц на внезапно возникшую опасность - все это вместе взятое становится причиной несчастных случаев при ночном передвижении туристских групп. Опасен также неожиданный выход группы под висячий ледник, карниз, к камнепадоопасному кулуару или на лавиноопасный склон. Эта опасность возрастает из-за сложности определения степени постигшего группу несчастья и оказания своевременной помощи, трудности принятия правильного решения по ликвидации аварии. Ночное движение по сложным формам рельефа, за исключением ранних (ночных) выходов к перевалу, совершаемых по уже разведанному или хорошо просмотренному пути, туристы должны производить только в исключительных случаях, связанных с выходом для проведения поисково-спасательных работ, со срочной транспортировкой пострадавшего в ближайший населенный пункт и т. п.

 

 

 

НАПИШИ НАМ

ПОДПИШИСЬ НА НАШИ НОВОСТИ

© Туристско-краеведческий клуб "Ориентир"

2017 -