Вход на сайт

| admin

ОЗЕРО РОБЕРТА СКОТТА

С 8 по 13 августа турклубом "Ориентир" проведен поход 1 категории сложности к озеру Роберта Скотта. Это был комбинированный маршрут, проходящий по лесисто-альпийской зоне южной части Мостовского района, у границ Кавказского заповедника.

В жизни человек чувствует себя заложником спешки и суеты. Он постоянно жаждет свободы и пытается выяснить, есть ли она вообще. Свобода есть, и живет она в горах. Горы – это то место, где можно «парить в облаках», любоваться ими можно до бесконечности.

Каждый день лагерь на новом месте, выбираются тропы покрасивее. Ничто не ограничивает нам свободы, у нас всё с собой, мы ни к чему не привязаны. Можем пройти любым путём, забраться в самые дикие места и увидеть то, что недоступно группам, которые решили облегчить рюкзаки с помощью лошадей, носильщиков или машин.

Многие с полным непониманием смотрят на туристов с большими рюкзаками. Комфорт тела – это их кредо, и даже свой чемодан на колёсиках им трудно везти. Пешие походы любят люди с другим мировоззрением, жизнерадостные и энергичные. Комфорт для тела они легко приносят в жертву ради новых приключений, красивых видов и настоящей, чистой природы. В такой компании всегда весело и интересно, после каждого похода появляются новые друзья. А поскольку человек в сложной, некомфортной ситуации сразу показывает, кто он на самом деле, вы можете на них рассчитывать даже после короткого знакомства.

День 1. ИДЕМ НА ПОДЪЕМ!

В день сборов каждого из нас наполняли чувства трепетных ожиданий новых приключений в предстоящем походе. Солнечные лучи солнца нас весело встречали в школе. Один за другим и вся группа собралась, все горели желанием примерить свои рюкзаки и проверить обувь на горной тропе. К выходу группа из одиннадцати человек была готова в 9:00.

Мы вышли с территории школы и через 15 минут мы уже были на лесной тропе. До первого привала идти было легко, а после некоторые начали отставать. Сначала я, потом Витя.

Дорога открывает нам вид на ущелье Кызыл-Бека и его верховья. Пройдя немного, мы подошли к тропе, ведущей в ущелье Кызыл-Бек.

Здесь мы оставляем свои рюкзаки с Антоном Владимировичем, а сами спускаемся. Местами встречается редкая маркировка тропы. Спустившись вниз, мы встретили еще оду группу, которая уже купалась в водопаде и грелась возле костра. Это были наши давние друзья-туристы из соседнего села.

Изящность водопада, к которому мы спустились, под игривыми лучами солнца так и маниа нас искупаться.

Первым в холодную горную воду зашла Ирина Сергеевна, а за ней и все остальные. А вот Геннадий Сергеевич и Валерий Николаевич не рискнули искупаться. Мы с Таней купались в одежде, потому что купальники были на самом дне рюкзака.

Немного обсохнув, выдвигаемся вверх к рюкзакам. С хорошим настроением группа прошла еще немного по маршруту, где нас ожидал еще один радиальный выход памятнику "100 лет селу Соленому", который в 2012 году группа школьников установила в честь столетнего юбилея нашей маленькой Родины.

Путь был нелегким. Подъем за подъемом группа шла все выше и выше. Радовало, что где-то там, еще за одним поворотом, на развилке возле большого камня, нас ждал перекус и отдых.

И опять мы шли все ближе и ближе к солнцу. Дорога была не из легких, группа разделилась: кто-то пошел быстрей, а кто-то отставал. И вот наконец можно было прокричать первое «УРА!». Наша полянка была заросшая, каждый готовил свое место для наших маленьких чудо-домиков. Сегодняшним вечером дежурными были Паша, Денис и я. На ужин было решено приготовить борщ. А все остальные заготавливали дрова для дружной вечерней посиделки возле костра. Сидели не очень долго, так как были очень уставшими.

День 2. ПЕРВЫЕ ВЕРШИНЫ!

У каждого внутри таится свой заповедный лес. Там тянутся к небу новые, нежные ростки чувств и ожиданий, есть незабываемая зрелость стволов и крон, но  всегда лежат и мертвые, покрытые мхом деревья – и неизвестно, когда ветры и дожди развеют, растворят их.

Под солнечные лучи солнца и пение птиц ребята повылезали из палаток, потягиваясь после сладкого сна. Звон тарелок с ложками пробудили лес, завтрак был настолько вкусным, что многие хотели даже добавки.

И вот пришло время собирать рюкзаки, под веселые шутки мы сделали это очень быстро и опять стояли на тропе, готовые к новым испытаниям.

Нас приветствовал играющий с нами подъем. Он то вверх уходил, то вниз спускался лесами к полянам и многочисленным болотам. При выходе мы набрали воды как можно больше, которую приходилось экономить, так как на пути не было источника около 10 км. И вот на нашем пути первые препятствия: грязь, мочаки. Все шли друг за другом, след в след. Первый привал на поляне «Зеленое тырло».

Но это оказалось не самое сложное, впереди нас ждало еще несколько крутых подъёмом к вершине Мишиного Бугра. И вот считаные минуты и мы на высоте 1683 м над  уровнем моря. Красота природы нас окружала повсюду, свежесть чистого горного воздуха  вперемешку с ароматами альпийских цветущих цветов кружила  голову. После трудного подъёма мы отдохнули несколько минут и сделали несколько фотографий на фоне памятника «От благодарных потомков землякам-соленовцам, сражавшимся за освобождение родного села от немецко-фашистских захватчиков», который был установлен нашей группой школьников весной этого года.

Перед выходом у Паши обнаружилось ЧП, он порвал кроссовок и Валерий Николаевич ему стал помогать зашивать. Но наконец мы выдвинулись в путь и пошли на спуск, который казался очень даже ничего, но пить все равно очень хотелось, а вода была совсем на исходе. Но как говорится, где есть спуски, там есть и подъёмы. И группа снова идет на высоту, только уже Чинаревого бугра. Взойдя на вершину, словно хозяева леса, нас встречают высокие и могучие чинари. Где и сделали мы небольшой привал в знак благодарности.

И вот то самое наше спасение – это маленький, но очень прохладный родничок, в который так и хотелось окунуться.  На этом самом месте мы сделали перекус, дежурные достали продукты, сделали бутерброды и нагрели вкуснейший чай. Перекус проходил очень интересно, кто-то рассказывал анекдоты, а кто-то просто позировал на камеру вместе с лесными крылатыми жителями – бабочками.

Вот и все, и опять в путь.

И полным составом мы двинулись вперед, где нас уже поджидала гора Хацавита. Ее высота составляет 1998 м.н.у.м. Поднявшись на ее вершину, участников группы от обворожительных видов и живописных панорам переполняло ощущение свободы и простора. Стоя на краю так и хотелось взлететь, как прекрасная птица.

Дополняя красоту гор, группа делает необыкновенно красивые фотографии возле памятника «Вечная память павшим в Великой Отечественной войне».

Впереди спуск к старому турприюту Хацавита.  Подойдя ближе, разрушенные  здания напоминали что-то из прошлого. Как вдруг нас встретили первые обитатели. Стройный, грациозный, красивый жеребец кивал каждому из нас в знак приветствия. Вскоре у вагончика мы встретили дежурных егерей. Они гостеприимно указали нам место под лагерь, показали спуск к воде. И вот среди могучих чинарей, на красивейшей полянке, мы разбиваем лагерь. Сегодня дежурными были Таня, Дима и Давид. На ужин был приготовлен рыбный суп и гречка с тушёнкой.

Пока повара трудились над волшебством блюд, все ходили на ручей искупаться, и никого не испугала холодная вода. После ужина мы устроили посиделки возле костра и легли спать немного раньше, так как сильно устали. Завтра предстоял тяжелый день.

День 3. НОВЫЙ ДЕНЬ. НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Утро в лесу наступает всегда быстро и нежданно. Царица-ночь еще властвует в дремлющем лесу. И тут в одно мгновение утренняя роса появляется на траве, листья деревьев и кустарников, которые потягиваются ветками, встрепенувшись. Красное солнце выплывает из-за леса, и птицы радостно встречают его разноголосьем. Алую мантию раскрывает величественное солнце, звезды бледнеют, а через некоторое время исчезают вместе с серебряной луной.

Таня, Дима и Давид разогрели завтрак, вскипятили чай. Под манящий запах из котелков начала просыпаться остальная группа. Покушав плотно, все стали собираться. Тем временем Валерий Николаевич и Геннадий Сергеевич пошли договариваться с егерями, чтобы оставить некоторые продукты у них на кордоне, чтобы забрать их на обратном пути.

Участники предвкушали новый день, новые приключения. Нас ожидала таинственная гора Маркопидж. Все шли на позитиве, как вдруг нас опять встречает высокий подъем – хребет Вал. Но мы не сдаемся, медленно и уверенно шагаем вверх. Под ногами то золотом, то серебром под лучами солнца переливается красный песок.

Мы сделали первый привал. Антон Владимирович веселил нас своими анекдотами и рассказами.  И с хорошим настроением мы движемся дальше, но подъем был настолько тяжелым, что даже Паша начал отставать. Привалов становится больше. Дима забрал у Паши палатку, чтоб помочь другу. Ведь в походе взаимопомощь это самое важное качество туриста. И вот еще немного – и мы на хребте. Горная тропка нас уводила сначала в альпийские луга, а затем пряталась в глубине высоких борщевиков, колючей травы и крапивы. Из-за ее высоты нас было совсем не видно. Мы напоминали маленьких сказочных людей в больших дремучих зарослях. Палящее солнце нас не оставляло ни на минуту.  Руки, плечи и даже курносые носики стали ощущать его жаркие лучи. Но приподняв голову, мы  увидели  ту самую гору Маркопидж. Слева от нас на дне глубокого оврага журчал ключ. Мы останавливаемся возле него. Дима, Паша и Давид спускаются за прохладной родниковой водой. Нам очень хочется пить. Привал был недолгим, так как за неглубокой седловиной горы Маркопидж нас ждал перекус.

Поднявшись наверх, что же мы увидели? Все остальное пространство, куда хватает взгляда, занимают громадные горы, их склоны и вершины. Выше них только небо. А где-то вдали виднелись горные серны.

Пока дежурные готовили бутерброды на перекус, Дима решил, что у него есть время, чтобы запечатлеть пасущихся серн.  Он стал подниматься к ним как можно ближе. Одна из серн тоже из любопытства решила подойти на максимальное расстояние. Она даже немного позировала на камеру. Остальная наша группа наблюдала за происходящим снизу. Перекус у нас прошел очень интересно за обсуждением увиденного.

Вдали виднелась наша гора, под которой будет ночевка. Антон Владимирович пошел направляющим, пообещав нам сказочную тропу. Поднявшись на хребет, мы видим, как вершины громоздятся одна за другой, и нет им конца. Далеко на горизонте уже не видно самих гор, а только их очертания. Как будто голубоватые призраки встают друг за другом на фоне неба. По узкой тропинке, натоптанной лошадьми, мы встречаем маленькие кустики луговой черники, красота ягод и аромат так и манил их скушать. Но головокружительный запах горного чая рододендрона перебивал. Изредка попадались редчайшей красоты цветы.

- Ура! Я вижу вагончики, это значит, мы пришли, - произнесла я бодрым голосом.

Нас очень добродушно встретили егеря, которые там были. Предложили свою помощь и место для ночевки. Но места особого не было для лагеря, так как площадка была маленькой. Мы решили установить свои палатки чуть выше в лопухах, что было не совсем удобно. У егерей здесь находится вагончик, оборудованный по баню.

Дежурными сегодня были Дима, Паша и Витя. Они готовили рыбный суп и плов. Но вот один минус этих красивых мест: на чем готовить? Как же вечер у костра? На высоте 2070 м над уровнем моря деревья растут редко и небольшие. Дежурные воспользовались гостеприимством егерей и пошли готовить к ним. После ужина вечер провели за кружкой вкуснейшего чая при свете горелки. Внезапно, будто ярким фонариком, наш лагерь озарился светом луны. Звездное небо играет с нами, показывая свои спрятанные знаки зодиака. Еще немного поразгадывав звездные загадки, группа разошлась по палаткам.

День 4. ТАИНСТВЕННОЕ ОЗЕРО РОБЕРТА СКОТТА

В горах даже самое лучшее августовское утро очень холодное и нагоняет неприятную дрожь. Солнце поднимается в туманной мгле горизонта багровым шаром без лучей, точно оно отделено от нас громадным матовым стеклом.

Дежурные на примусе разогрели вчерашний ужин который у нас в очередной раз остался. А мысли так и кружились в голове, что вот-вот еще немного – и мечта увидеть, и даже искупаться в озере Роберта Скотта, скоро исполнится. Но мои мысли перебивает Геннадий Сергеевич со словами:

- Лагерь, подъем!

Ночь была очень холодная. Нам не очень хотелось вылезать из своих теплых спальников.

Но каждый участник нашей группы твердо осознавал близость цели нашего похода.

Нас ожидали долгие подъёмы около 7 км, но радовало одно: мы были налегке, только Витя с Пашей несли по очереди  рюкзак с перекусом.

Поднимаясь по альпийским лугам, мы увидели небольшой кусочек зимы. Недалеко на овраге обосновался массивный снежник. Группа решила его не только посмотреть, но и потрогать, поиграть в снежки и конечно сделать красивейшую фотографию.

Дальше шли мы узенькой  тропкой,  которую протоптали горные серны. Вдоль тропинки росли маленькие потрясающие цветы. Нас окружал повсюду запах горного чая. По другую  сторону хребта мы увидели древние строения из камня – ацангуары, что проявило в нас огромный интерес.

Яркое горное солнце на высоте более 2000 м сильно слепило, наши руки и носы от этого загорали. Но чем ближе мы подходим, тем все больше переполняет чувство радости.

И вот из-за вершины мы его увидели. Озеро в горах просто прекрасно! Другого слова не найти. Оно похоже на жемчужину или на драгоценный камень. Озеро лежит как будто в чаше, окруженное со всех сторон хребтами гор. Под лучами солнца озеро приобретает ярко-синий или ярко-зеленый цвет. Все зависит от того, под каким углом на него смотреть.

- Какое оно маленькое! - прокричал внезапно Витя.

Издали оно и правда казалось маленьким, но когда мы подошли к нему ближе, блеск воды просто ослепил своим изяществом. Но вода в горном озере не зеленая, все это обман зрения. В нем самая чистая, самая прозрачная вода! Такую на земле мало где встретишь.

Но прежде чем окунуться в холодной воде, мы дали мышцам остыть. Устроили маленький перекус.

И вот долгожданный момент, когда нам разрешили искупаться. Дно озера песчаное, состоит из микрочастиц горной слюды. Участники группы шаг за шагом погружались в обжигающие прохладой воды озера. Частички песка под нашими ногами поднимаются вверх воды и кружат, словно заполняют водоем серебром.

Завораживающая вода никого не остановила искупаться, несмотря на то, что ее температура была менее 10 градусов. Немного обсохнув, многие изъявили желание взобраться на хребет Сергеев Гай. Кто-то по правую сторону, а кто-то по левую. Пять человек осталось на озере. Поднимаясь на хребет под ногами играли с нами камни, с камешка на камушек пробираясь верх мы следовали своему любопытству, что же там на самом верху. И только под лучами солнца весь хребет покрылся словно серебром, и можно с уверенностью сказать, что это все же Серебряный хребет.

Сверху открывался изумительный вид на горы и озеро, которое  напоминало форму сердца. Где и исполнились у всех свои мечты и желания. Немного позже из-за гор появилась огромная мрачная туча. Загремел гром, засверкала молния. Мы выдвинулись назад в лагерь, напоследок сделав коллективную фотографию у озера.

Поднявшись немного выше по хребту, нас накрыло полотном нежного тумана, но видимость сохранялась. Мы шли группой друг за другом, напоминая ежиков из известного мультфильма.

Через некоторое время туман немного развеялся. Мы зашли на склон с каменными постройками. Это было ограждение из камней, а в центре лежала разрушенная перегородка, которая указывала точно на восток и на запад. Сначала все предположили, что это загон для мелко рогатого скота, кто-то предположил, что это часы. Но правильного ответа не знает никто. Позже выяснилось, что мы проходили мимо ацангуаров – древних построек карликов (согласно местной легенде).

Подул сильный ветер, и по телу не переставая бегали мурашки от холода.  Мы теперь мечтали только о теплой и сухой одежде. Мы с Денисом шли очень медленно, так как он периодически скользил на влажной траве из-за неудобной обуви.

Спустившись в лагерь и переодевшись, мы сразу принялись за приготовление горячего обеда, так как мы с Таней сегодня дежурные. Приготовили горячий ароматный суп и макароны с тушёнкой. И, как ни странно, после ужина, поделившись впечатлениями о своих сегодняшних приключениях, мы легли спать раньше отбоя.

День 5. ДОЛГАЯ ДОРОГА ПО ХРЕБТАМ

Вот и все! Наша цель достигнута. Впереди нас ждет только дорога домой. Многие из нас, конечно же, очень хотели быстрей попасть домой. Но в то же время абсолютно не хотелось покидать эти места, а еще хоть немного побыть наедине с природой.

Потянувшись, мы с Танюшей выползли из палатки для приготовления завтрака. Сборы прошли очень быстро, несмотря на то, что у нас почему-то стало очень много вещей.

Группа выдвинулась обратно в сторону дома по узкой тропе. Не забыли также поблагодарить за гостеприимство егерей, которые уже занимались внизу лошадьми.

На этот раз никто не отставал, так как направляющей шла Ирина Сергеевна, за ней я, Денис, Витя и все остальные. Мы задавали темп всей группе. Через полчаса после выхода нам пришлось сделать подгоночный привал, так как у меня развязался шнурок на кроссовках, а Геннадию Сергеевичу в спину давила упрямая банка с консервами. Первый подъем нам показался даже и ничего, как-то мы быстро его одолели. По лесной тропинке ощущался запах смолы, разогретой на солнце. Он смешивался со сладковатым запахом цветов. Подъем на Маркопидж немного выбивал всех из сил, и мы сделали привал.

Отдых пошел всем на пользу.  Все, как ласточки, взлетели на эту гору, словно без рюкзаков. Дорога домой показалась очень быстрой, и мы даже не заметили, как подошли к роднику, находящемуся сразу за горой Маркопидж. О нем мало кто знает. Но стройные березки служили нам ориентиром. Дима с Давидом пошли набрать воды. А Геннадий Сергеевич спросил у нас о нашем настроении. Таня выдала такую фразу:

-Да чтобы я!.. Да еще раз поход!.. Да с удовольствием!

Она очень точно описала настрой остальных участников.

Вот такие слова и должны звучать из уст настоящего туриста. Да и поднялись мы на час раньше, чем планировали, и это всех  взбодрило.

И вот еще один спуск,  и мы уже опять на старом турприюте Хацавита. Здесь уже дежурили другие егеря. Они встретили нас очень тепло, с объятьями и большой чашкой шулюма. Здесь мы и сделали полноценный обед.

Подкрепившись, отдохнув и переодевшись в более легкую одежду, мы вышли на подъем к горе Хацавита.

Дорога к ней постоянно петляла серпантином, уводя нас то вправо, то влево. Большая часть пути проходила в тени, но подъем все равно сказывался на группе: участники шли полностью мокрые от пота. Но привалов на подъеме мы делали немного.

Через некоторое время мы все-таки преодолели затяжной подъем на гору Хацавита, оказавшись снова у ее подножия. Здесь мы были два дня назад.

Но теперь наш путь должен проходить по котловской дороге в сторону села. Прямо у горы нам, к сожалению, довелось увидеть, как в жестокой схватке боролись друг с другом коршун и сойка. Она была тяжело ранена в битве и, тяжело дыша, лежала на дороге. Коршун к нашему подходу ретировался. Остается только догадываться, что не поделили две хищные птицы.

По пути нам пришлось собирать мусор за неизвестной группой, которая прошла впереди нас.

От Хацавиты до места ночевки шли около 2 часов. На новой базе Хацавита нас встретили охранники и, как цыплят, пересчитали нас по головам. Мы прошли через калитки огороженной базы, а затем стали спускаться резко вниз. Это была дорога с открытыми камнями и мелким щебнем, о которую мы быстро набили стопы мозолями.

После очередного небольшого подъема и спуска, следующего за ним, Валерий Николаевич бросил на землю рюкзак и громко стал причитать, что ему все надоело! Дорога! Камни! Поход! Он никуда дальше не пойдет! Сказать честно, группа порядочно удивилась. Он взял бутылку из-под воды и ушел вправо по тропинке в лес. Через несколько мгновений стало ясно, что это было театрализованное представление. Как оказалось, слева от нас располагалась отличная полянка, а справа был родник. Мы добрались к месту ночевки у родника Подберезового. А он просто сходил к роднику за водой. Обсуждая наперебой представление Валерия Николаевича, группа на позитиве принялась разбивать лагерь. Радовало то, что место для палаток просто изумительное, ни один бугор и ни одна кочка не будет давить нам в бока. Тем более, были обещаны поздние отбой и подъем.

Поужинав, все с напряжением ждали Суда над туристом, на котором обычно вскрываются все проступки участников похода во время путешествия. За судом последовало шуточное наказание и посвящение в туристы. Роль судьи над туристом играл Валерий Николаевич, с обвинениями выступал Прокурор Геннадий Сергеевич, а Адвокат Ирина Сергеевна всячески защищала нас, нахваливая и приводя в пример наши хорошие поступки. В качестве посвящения в туристы мы должны были испробовать «молоко серны». Было очень невкусно, но все кружки были выпиты до дна.

День 6. СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ ДОМА!

Сегодня мы будем дома. Также нас сегодня ожидал только спуск. Как оказалось, это не так уж и легко.

Все хорошенько выспались и были в хорошем настроении. Позавтракав, мы подошли к памятнику погибшему леснику Мерошникову В. Н., который при исполнении своих служебных обязанностей погиб на своем обходе.

Вышли из лагеря около десяти, а это как раз то время, когда начинает жарко светить солнце.

На всем пути с места ночевки нам повстречались 3 звериные кормушки. Здесь егеря раскладывают соль и насыпают корм для диких животных. Дорога весело спускается вниз к селу.

Через час мы устраиваем привал. Ноги после затяжного спуска и привала почти не слушались. Еще через час мы подошли к Развилке и у реки Андрюк устроили перекус. Здесь было безветренно, вода была уже теплой. Это знакомо нам по купанию в этой же реке в селе Соленом.

Через 40 минут нашего движения мы подошли к урочищу Носачево, где располагаются котловские беседки. С них открываются потрясающие виды на урочище Котел. Мы фотографируемся на беседках.

Затем идем дальше. Атмосфера в группе благоприятная, кто-то насвистывает песенки, кто-то активно обсуждает запомнившиеся моменты с похода. Сказывается приближение к дому.

Вот мы сворачиваем вправо на Снеговьеву тропу, которая должна привести нас в Висячему мосту через Андрюк. Это уже наше родное село. Несколько раз из-за разбитых делянок, на которых заготавливаются дрова, мы сворачиваем не на ту тропу, но вовремя по дикому ожиннику (зарослям дикой малины черного цвета) и по веткам выходим на верное направление.

Прямо на выходе из леса сталкиваемся с проблемой: мы упираемся лицами в высокий сетчатый забор, которого раньше здесь не было. Мы обходим его стороной. И вот мы уже на висячем мосту. Затем движемся в направлении своих домов, но только уже по улицам села Соленого.

Каждый идет в предвкушении чего-то родного, домашнего, уютного. Но одновременно с этим участвует в планировании будущих походов и путешествий. Ведь путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома.

Вспоминается фраза, услышанная во время похода:

Да чтобы я!.. Да еще раз в поход!.. Да с удовольствием!