Вход на сайт

| admin

УТП 2014

Перед началом учебного года учащиеся школы приняли участие в трехдевном учебно-тренировочном походе по маршруту «МБОУ СОШ №22 – г. Семиколенка – г. Мишин Бугор – г. Чинарев Бугор  – г. Хацавита – Горное озеро (ур. Котел) – МБОУ СОШ №22».

18 августа

В этот раз желающих принять участие в походе оказалось прямо много. Информация молнией промелькнула по друзьям учащихся, гостивших в это время в селе. Запросы на участие поступали и от них. Таким образом, в поход отправились 20 человек.

Наш первый день похода - это переход из села до поляны Головков Кош. Всего 12 километров. Но как правило, первый день на раскачку, поэтому участники только вживаются в ритм, их организмы пока еще привыкают к режиму.

По извилистой дороге мы медленно поднимаемся к урочищу Семиколенка. В нем мы делаем привал, раскрыв рты, любуемся видами, которые с него открываеются. А внизу протекает река Кызыл-Бек. Ее не видно сверху, но в тихую погоду можно уловить звук течения воды. С этого места немного правее внизу можно увидеть макушки многолетних елей, растущих там на склоне небольшой чащей. Там находится водопад Кызыл-Бек. Спуститься к нему можно по экотропе, которая ответвляется от дороги немного выше обзорной площадки. Тропа изредка промаркирована.

Мы не заходим на водопад, потому что практически все на нем однажды, а то и не раз, бывали. Наш путь идет вперед, к урочищу Монашки. Это развилка дороги, находящаяся примерно в 4 километрах от Семиколенки. Левая ветка уходит через небольшой приток Кызыл-Бека, так называемый ручей Черничный, в урочище Монашки и на водороздельный хребет ручья и реки Кызыл-Бек. А правая ветка уводит нас после перекуса в направлении поляны Головков Кош, к месту нашей ночевки.

На следующем привале с дороги замечаем заросшую тропу, уходящую вправо. Нам рассказывает руководитель, что недалеко здесь есть место, которое называется Березниками. В сезон местные охотники часто там проводят гай. Там есть небольшая обзорная площадка, с которой видно наше село. Кто-то предложил сходить туда. Предложение поддержали, идем в Березники. Однако, место это заросло немного больше ожидаемого, поэтому рассмотреть село удавалось с трудом.

С места привала отправляемся по дороге в направлении Головкова Коша и прибываем туда в районе четырех часов. Поляна эта находится немного на склоне, для палаток здесь самое удачное место - это в конце поляны по направлению следования. Дорога пересекает всю поляну. Мы обустраиваем лагерь в конце поляны. Установка палаток осложняется высокими лопухами, у основания которых переплелись заросли ежевики. Расчищаем место, заранее спланировав места, где будут стоять палатки участников. В центре условного лагеря оборудуем костровище. Все это происходит справа от дороги по пути следования. Слева от дороги - инструкторская палатка. Впереди, в ста метрах от места лагеря, через дорогу протекает тот самый ручей, на котором ниже по его руслу мы сегодня обедали в Монашках.

Место неудобно отчасти только тем, что за водой приходится ходить в ручей, который аж в ста метрах от лагеря. И поляна немного под наклоном. В остальном здесь очень удачное место под обустройство бивуака. Оно расположено на удачном расстоянии от села, которое участники в первый день похода проходят довольно бодро, устают в меру, но не переутомляются. На месте ночевки есть дрова. Костровище нами оборудовано. Камни для него мы принесли с ручья. Межу березами можно растянуть тент в случае дождя.

Оставшуюся часть дня мы отдыхаем в лагере, занимаемся бытовыми турсистскими хлопотами. Вечером участники устраивают дискотеку.

19 августа

Прямо с утра мы поздравляем именинника с днем рождения. Хочется сказать, что дни рождения в походе отмечают довольно редко, однако они, как правило, получаются самыми трогательными, яркими и запоминающимися. Рядом приятная компания друзей, которые искренне поздравляют именинника и желают только хорошего. Нашему имениннику мы с утра дарим туристский торт. Изготавливается он из обычного печенья и сгущенного молока. На плоской поверхности в один плотный слой раскладываются печеньки, а затем они переливаются сгущенным молоком. И так слой за слоем. Торт должен немного постоять, чтобы печенье напиталось сгущенкой. Сверху торт украшается тем, что придумает наша фантазия. В нашем случае это был ярко-желтый цветок, сорванный здесь на поляне.

После завтрака и чая с тортом мы выходим на дорогу и продолжаем наш поход. Сегодня нам предстоит взойти на вершину Мишиного Бугра. Из нашей компании на этой горе за всю жизнь были пара человек. Поэтому восхождение на Мишин Бугор ярким волнительным событием обосновалось в паре - тройке километров от места ночевки.

Но само восхождение, когда мы двигались сначала по лесу, а затем по травянистым склонам, не составило никаких трудностей. Мешала на пути только одышка с непривычки. И душная климатическая обстановка, как перед дождем. Действительно, уже практически на вершине на нас обрушился плотный и резкий дождь. До беседки и вагончика мы не дошли, да и там мы бы все не спрятались. А мокнуть не очень хотелось. Поэтому было решено быстро поставить палатки. Они были рядом, на рюкзаках. Но, как и ожидалось, дождь прошел так же резко, как и начался. Собираем мокрые палатки и идем в беседку. Здесь немного перекусываем.

Погода в горах меняется со стремительной скоростью. Непонятно откуда налетевшие тучи с дождем рассеиваются и на нас выглядывает яркое горное солнце. Небо резко становится синим и сочным. То там, то здесь на нем располагаются живописные белые облака. Становятся видны вершины дальних гор, расположившиеся по периметру горизонта вокруг, покуда хватает взгляда. Это небольшие, поросшие лесом или покрытые цветочной травянистой альпикой луга. Но все пейзажи зарождают внутри трепетное чувство восторга и эйфории. Как будто слабый электрический ток проносится по венам и мышцам от ног до головы. Это непередаваемое чувство. Чувство единения с природой и осознания себя ее частью. Наверное, именно в этот момент и зарождается именно то, что называют любовью к природе, к окружающим тебя людям, к Родине, появляется желание дарить этому миру только хорошее, чистое, светлое, быть маленькой долей этого.

С Мишиного Бугра мы спускаемся по противоположному склону в направлении Чинарева Бугра. Подъем на него не вызвал особых трудностей, так как он пологий и продолжительный. Лишь в конце перед выходом на луга мы взлетаем по дороге на один из его склонов, но дальше движемся условно по ровной поверхности. Слева и справа от луговой дороги растут альпийские березки. Еще один элемент горного ландшафта, который своими замысловатыми фигурными стволами и контрастными с окружающей средой формами мягко "гладит" наши взоры, оставляя в памяти прекрасные картинки.

Несколько километров и пара привалов - и вот мы уже на ручье, который в народе прозвали Медвежьим. Здесь мы останавливаемся, чтобы пообедать. Мы не готовим обед, а используем консервные запасы каш и злаков с тушеным мясом. Достаточно только разогреть на огне.

И вот, когда мы сытно откушали и направились снова вверх, к вершине Хацавиты, на нас снова обрушивается проливной дождь. Мы упаковываемся в дождевики, прячем фотоаппараты и телефоны и дальше движемся молча к дороге на Хацавиту, погрузившись в свои мысли и хлюпая ногами в лужах воду.

Но везение в этот поход было точно на нашей стороне, и уже через минут сорок - пятьдесят на подходе к Хацавите дождь прекратился, сначала сквозь нас стали проноситься массивные и прохладные влажные облака, но потом и они тоже умчались куда-то вдаль, в сторону Черкесии. И мы остались наедине с горой Хацавитой. Снова засветило солнце и стало тепло. Мы обсуждали это приключение как что-то невероятное, и в это время старались найти на себе хотя бы частичку сухого. Это удавалось с трудом.

Мы отправляемся навстречу вершине Хацавиты, ступаем по ее склонам, в любой момент готовые снова погрузиться в прохладное облако, переваливающее через эту гору и мчащееся по своими делам куда-то. Но дождя больше не было.

Мы на вершине горы. Светит солнце, и даже прохладный ветер, обдувающий нас с ног до головы мокрых, не портит настроения от восхождения. Здесь, наверху, многие также впервые. И в дополнение к эмоциям, испытанным на Мишином Бугре, добавляются новые, еще более глубокие, яркие и чистые, и от этого очень важные для тебя. Это невозможно передать словами. Сверху небо, вокруг и снизу горы. Ты купаешься в облаках, стоя на земле. И пытаешься разгадать тайны природы, хранителями которых являются горы. Это ощущения, которые можно назвать как Чувство вершины. Человек хотя бы раз в жизни должен насладиться этим чувством. Его можно прожить только здесь, наверху. Ведь горы - это место, которое дает человеку гораздо больше, чем просто красоту природы. Они помогают ему глубже заглянуть внутрь себя, осознать свои проблемы, подталкивают к поиску их решения и создают мотивацию к дальнейшей жизни.

Здесь мы устраиваем торжественное погружение бутылки с контрольной запиской в ямку под триангуляционным пунктом. В записке указываем всех, кто был в этом походе, кратко делимся впечатлениями о нем.

Не хотелось покидать вершину. Но наше место ночевки в нескольких километрах ниже в направлении урочища Котел.

Мы проходим новую базу охотничьего хозяйства на Хацавите. Немного общаемся с дежурными.

Снова заходят тучи, и мы спешим к нашему месту ночевки у ручья Подберезового. Наша дорога увлекает нас вперед, а сзади подгоняет заходящий с тыла дождик.

Место ночевки у родника Подберезового - довольно интересное место. Слева от дороги по ходу движения есть ровная плотная полянка под несколько палаток. Здесь каменистый грунт, поэтому установка осложняется только том, что колышки палатки плохо входят в землю. В остальном все замечательно.

Справа от дороги растет большая береза, спускаемся с дороги к ее корням и видим сам родник. Сразу создается впечатление, что он вытекает прямо из корней. Родник оборудован примитивным водостоком для удобства набора воды. Проводить гигиенические процедуры в нем не очень удобно, но набирать воду вполне возможно.

Палатки на месте ночевки мы ставим уже по дождю. Обустраиваем лагерь, беремся за ужин. Дождь прекращается. Но вокруг все так же прохладно и сыро. Это август в горах. Типичная погода здесь. Но это нестрашно, когда рядом друзья, а внутри восторг от прекрасных видов сегодняшнего дня.

20 августа

В этот день горам было грустно оттого, что мы уходили. С ночи до утра моросил мелкий дождик, но это не должно было помешать нашим сборам. Нужно было выдвигаться в путь в сторону дома.

Мы завтракаем и под рюкзаками выходим на дорогу. Она многокилометровой ниткой пронизывает Хацавиту и приюты на ней, урочище Бам, урочище Котел, пересекает Угольную и выходит на шлагбаум в селе Соленое в районе Октябрьского.

Мы уверенно идем по ней в направлении урочища Котел, обсуждая по дороге моменты из похода. А обсудить было что. Кроме того, проходим несколько интересных охотничьих локаций, называемых кормушками.

После беседок в Носачево идем еще несколько километров, а потом уходим с дороги в лес на тропу. Она известа всем соленовцам. Это короткий путь, ведущий в Котел из села и обратно. По нему мы возвращаемся домой.

Перед тем, как разойтись по домам, благодарим друг друга за поход и за невероятные эмоции, испытанные в нем. Договариваемся как-нибудь повторить это увлекательное приключение.