Вход на сайт

| admin

ДЕВЯТЬ ТУРИСТОВ

У племени манси существует древняя легенда, которую представители малочисленного народа передают из поколения в поколение.

1. Гора мертвецов

13 тысяч лет тому назад беспощадные волны всемирного потопа накрыли большую часть нашей планеты. И вода прибывала. Постепенно уходили под воду реки и озера, равнины и горы, гибли люди и животные.

Бушующие волны добрались и до племени манси. Они погубили почти всех его представителей. В живых осталось лишь 11 человек – 10 мужчин и 1 женщина. Эти люди находились вдалеке от племени, на дальнем северном кишлаке, занимались заготовкой рыбы для племени.

Грозные волны бушующей воды настигли этих оставшихся представителей манси вблизи горного перевала Холатчахль, что находится на севере Уральских гор. Им пришлось срочно спасаться от потопа.

Эти люди забрались на вершину Отортен (вблизи перевала Холатчахль), пытаясь найти там спасение.

Но вода всё поднималась и поднималась. Вскоре незатопленной оказалась только небольшая узкая площадка. Все сгрудились на ней, но безжалостные волны забирали одну жертву за другой. Погибло 9 человек, в живых остались лишь женщина и мужчина. Они зависли на крошечном выступе и уже попрощались с жизнью и друг с другом, когда могучие воды вдруг остановили наступление, а вскоре беда и вовсе стала отходить.

Именно с выжившей пары и началось возрождение племени манси, а гора Холатчахль получила название Горы Мертвецов.

В этой неприятной легенде содержится доля правды. Девять смертей ознаменовали конец старой жизни и начало новой. Для всемирного потопа, уничтожившего почти всё население планеты, такой конец выглядит более-менее благополучным.

 

2. Перевал Дятлова

На границе республики Коми и Свердловской области, что на севере Урала, часто случаются трагедии, которые сложно объяснить, а точнее это происходит на горе Холат Сяхыл (Холатчахль).

До 1959 года название горы переводили с мансийского как «Мёртвая вершина», но в современных изданиях, в том числе научных, преобладает вариант перевода «Гора Мертвецов».

Здесь погибло довольно много людей, и все ушли из жизни при необъяснимых и мистических обстоятельствах. Мансийские легенды говорят, что когда-то в древние времена на этой горе были отданы жизни девяти манси.

Но самый известный случай смерти случился первого февраля 1959 года.

Игорь Дятлов и две студентки из тургруппы: Зина Колмогорова, Людмила Дубинина

 

В этот зимний день стояла довольно солнечная погода, десять туристов из Свердловска собрались совершить восхождение на эту гору.

Руководил группой Игорь Дятлов, у всех туристов был довольно большой опыт восхождений по горам приполярного Урала, хоть они и были студентами.

Любопытный факт, что группа Дятлова вышла на маршрут в количестве десяти человек. Десятый был Юрий Юдин. Он вместе с девятью товарищами отправился в лыжный поход и был близким другом Игоря Дятлова. Однако, как он позже объяснил всем Юдин отказался идти с группой, сославшись на острую боль в ноге. Странно, но сработало. Группа осталась вдевятером.

Студенты тронулись из посёлка Вижай в количестве девяти человек, а именно: Александр Колеватов, Игорь Дятлов, Александр Золотарёв, Зина Колмогорова, Людмила Дубинина, Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль, Юрий Кривонищенко и Юрий Дорошенко. У них не получилось взойти до темноты, и пришлось раскинуть стоянку на склоне горы.

Большая палатка группы Дятлова, сшитая из нескольких небольших. Внутри размещалась портативная печка, сконструированная Дятловым

Как гласят туристско-альпинистские правила, прежде чем поставить палатку нужно положить лыжи на снег, студенты так и поступили. После ужина ребята легли спать. Уголовное дело, заведённое после этого, гласило, что ни склон, угол которого представлял всего пятнадцать градусов, ни надёжность креплений установленной палатки, не угрожали жизни студентов.

Фотоснимки, найденные впоследствии, помогли сделать следователям вывод о том, что палатка стояла уже к шести вечера. А ночью случилось что-то страшное и мистическое, и все девять ребят погибли, при невыясненных обстоятельствах. Ребят искали больше двух недель, и лишь по прошествии этого срока лётчик Геннадий Патрушев увидел тела тургруппы из самолёта и сообщил об этом спасательной группе.

Лётчик был знаком с ребятами ещё при их жизни, потому как перед восхождением на гору они остановились в посёлковой гостинице, где и познакомились с ним. Дело в том, что Геннадий увлекался собиранием легенд и сказаний этого края, и потому ему было очень много известно об истории этих мест.

Перед роковым восхождением, он всячески отговаривал студентов от этого предприятия, предлагая им множество гор, которыми в изобилии наделён Приполярный Урал. Также Патрушев рассказал группе Дятлова легенду горы мертвецов и как расшифровывается на языке манси её название, и о гибели девяти манси на склоне этой горы. Но ребята не верили в мистику, полагались на свой опыт и мотивировали это тем, что мансийцев было девять, а их-то будет восходить десять человек.

Группа Игоря Дятлова накануне трагедии

 

Больше всех упорствовал Игорь Дятлов, который отрицал существование всякой мистики и ни за что не хотел менять маршрут восхождения. Спасатели, что прибыли на место трагедии, увидели ужасную картину. Два погибших студента лежали возле входа в палатку и ещё один в самой палатке, которая была разрезана изнутри. Видимо, туристы разрезали палатку ножом и, гонимые ужасом, бежали вниз по склону, причём практически голые.

Самое странное – это следы, которые шли от ног студентов. Они петляли странными зигзагами, но потом снова сходились, как будто неведомая сила сгоняла вместе пытающихся разбежаться людей.

Следы, обнаруженные в результате поисков группы Дятлова. Фото: Перевал Дятлова

 

Следов ещё чьего-нибудь присутствия обнаружено не было, и к палатке никто посторонний не подходил. Смерча, урагана или лавины в то время по официальным данным также не было. Следы исчезали на границе с лесом, после того как их замело снегом, два мёртвых студента нашли своё пристанище у еле разведённого костра. Они также были в одном нижнем белье. По всей видимости, их смерть наступила в результате обморожения.

В 1,5 километрах от палатки и ниже по склону на 280 м, возле высокого кедра, были обнаружены тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко.

Недалеко от них лежал руководитель группы Игорь Дятлов. Окаменелый взгляд Игоря был повёрнут к палатке, скорее всего, он к ней полз, но у него не хватило сил. На телах большинства студентов не было никаких повреждений и, как показала экспертиза, умерли они от холода, но трое из несчастных погибли от того, что кто-то или что-то причинило им страшные повреждения, они имели многочисленные кровоизлияния. Головы их были пробиты, а рёбра сломаны, а одна из девушек была без языка, который был у неё безжалостно вырван. Но ни на одном теле не было ни единого синяка или ссадины.

Вскрытие показало наличие на черепе одного парня трещины, но кожа на голове совершенно в том месте не была повреждена, что невозможно для такой травмы. Как же можно было нанести такие повреждения внутри тела, совершенно не тронув кожу?

Общая картина рисовала впечатление, что после того как туристы голышом, с босыми ногами прошли больше 500 метров, спускаясь с горы, в тот момент их одного за другим и настигла смерть.

Проводя расследование этого уголовного дела, брались образцы внутренних органов и одежды погибших, и проверялись на наличие радиации. Результаты такого исследования показали, что на поверхности тел и в одежде были обнаружены радиоактивные вещества в незначительных количествах, появление которых стало следствием бета-излучения. Простыми словами, эти радиоактивные вещества попали на поверхность тел и одежды студентов из атмосферы.

Закономерным является вопрос: откуда же могла сыпаться на людей эта радиоактивная пыль? Тогда как в это самое время нигде на территории России не проводились ядерные испытания, что могло бы загрязнить атмосферу. Хотя очень нелепо предполагать, что причиной смерти этих туристов стало именно наличие радиации, так как никакое ее количество не сможет убить человека за столь короткий промежуток времени, а уж тем более заставить их голышом покинуть палатку.

Еще в то время следователями рассматривалась версия, которую они связывали с существованием НЛО. В то время, когда спасатели проводили поиски погибших туристов, они над своими головами наблюдали, как пролетали шары огненного цвета. Ни один из спасателей не понимал природу этого явления, и именно по этой причине оно казалось им страшным и непонятным.

31 марта 1959 года в 4 часа утра местные жители могли наблюдать на протяжении 20 минут странную картину на небе. По нему двигалось большое огненное кольцо, что после спряталось за горой высотой 880 м. Однако, перед тем, как скрыться за ней, из центра этого огненного шара внезапно появилась звезда. Она, постепенно увеличиваясь в размерах, достигла размеров луны. После этого начала двигаться вниз, медленно покидая это кольцо.

Выдержка из газеты «Тагильский рабочий»

 

Это странное явление на небе имели возможность наблюдать многие местные жители. Они были взволнованы и обеспокоены происходящим и просили местные власти, чтобы те с помощью ученых объяснили природу этого явления. Подобная заметка об этом явлении была опубликована в газете «Тагильский рабочий», и за публикацию этой заметки редактору этой газеты было объявлено денежное взыскание, а тему о якобы существовании НЛО Обком партии предложил далее не развивать.

Последний кадр на пленке группы Дятлова

 

В фотоаппарате погибших туристов на пленке был обнаружен самый последний кадр, который до сих пор вызывает споры исследователей. Одни утверждают, что этот кадр был сделан, когда пленку вынимали из фотоаппарата. Другие утверждают, что этот кадр был сделан кем-то из группы Дятлова, когда опасность начала приближаться. Тем не менее, больше снимков тургруппы Игоря Дятлова обнаружено не было, а этот кадр считается последним.

В убийстве студентов подозревали и местных манси, за которыми уже существовал грешок совершенного преступления в 30-х годах, когда была убита женщина-геолог. Она имела смелость зайти на территорию священной горы. В результате были задержаны и опрошены много охотников манси, однако, всех их отпустили по причине отсутствия доказательств вины.

Таким образом, это уголовное дело было закрыто с неясной формулировкой о некой «стихийной силе, преодолеть которую туристы были не в состоянии» и сдано в архив под грифом «СЕКРЕТНО!». Позже оно было рассекречено за истечением времени. Загадка гибели группы Дятлова так и осталась неразгаданной до сих пор.

Наталия Вдовенко

Источник: https://salik.biz/articles/22716-mansiiskie-legendy-gora-mertvecov.html

 

3. Девять туристов: роковое число

Участники группы Дятлова – не единственные погибшие на склонах Горы Мертвецов. Всего за последние 100 лет на горе Холатчахль и близлежащих склонах Урала было известно несколько несчастных случаев гибели или катастрофы, несмотря на то, что это место – одно из самых непосещаемых туристами в России.

В трех авиакатастрофах 1960-61 года над перевалом Дятлова гибнут 9 геологов.

В феврале 1961 года у Холатчахля обнаружили трупы 9 туристов из Перми.

Уже сравнительно недавно, в 2003 году, над Горой Мертвецов разбился вертолет с 9 пассажирами. Люди выжили чудом.

*   *   *

Отдельного внимания заслуживает история другой тургруппы, которая страшным ужасом пронеслась по жителям местных деревень и родственникам участников. Эта история произошла в августе 1988 года.

Группа будущих выпускников Ленинградского педагогического университета под руководством опытного инструктора решила совершить спортивный маршрут по Уралу. Это была больше экспедиция с целью изучения местных традиций, культуры народов Урала, фольклора и истории.

В те годы в Ленинграде учились выпускники школ страны, начиная с Калининграда и заканчивая далекой Магаданской областью.

Так, именно в этой группе студентов руководителем группы был энергичный и предприимчивый студент из Краснодара, а помощницей у него была его девушка, с которой они дружили еще со школы. Кроме того, в группу входили юные туристы с Чукотки, тоже парень с девушкой, а также еще один парень из Волгограда, две девушки из Брянска и две из Свердловской области. Именно эти две студентки, уроженки Урала, стали инициаторами совершения данного маршрута. Они предложили совершить данную экспедицию по малоизвестным деревням и поселениям Урала в качестве практической части их дипломных работ по истории родной страны, которые им предстояло защищать уже в грядущем учебном году.

Свой турпоход ребята начали с небольшой деревни. Они совершили последние приготовления, проверили свое снаряжение и провизию. И на следующее утро отправились в горы.

Ребятам сопутствовало яркое августовское солнце. День обещал быть теплым и ясным. От этого настроение у группы было отличное. Друзья шли бодро, переговариваясь, шутя и смеясь. Девушки, которые были уроженками здешних мест, рассказывали ребятам различные истории о местных народах – манси и хантах. О том, как они живут, чем промышляют.

Дорога в первый день тоже была несложной. Вдоль небольшой реки она медленно уходила вверх по затяжному склону.

Иногда участники группы останавливались, отдыхали и делали фотографии.

Первый день выдался довольно легким. Друзья еще засветло пришли к запланированному месту ночевки на берегу реки и установили лагерь.

Ребята веселились, дурачились и отдыхали в этой необычной и веселой обстановке. И лишь руководитель группы, сидя у костра, ближе к вечеру, казалось, загрустил, стал молчаливым, будто о чем-то задумался.

На вопросы ребят он лишь коротко отвечал: «Не знаю… Какая-то непонятная тревога…».

Ночью вся группа спала как убитая. Все-таки сказался первый ходовой день и усталость дала о себе знать.

Следующим утром студенты позавтракали и выдвинулись дальше по маршруту. Их путь сегодня по запланированной нитке должен был проходить также вдоль реки, а ближе к вечеру пересечь небольшой лесной перевал. За перевалом, судя по карте, находилось небольшое местное поселение. Именно рядом с ним была запланирована вторая ночевка. Там, в этом поселении, ребята хотели обратиться к местным жителям, чтобы собрать историко-краеведческий материал для своих дипломных работ, пообщаться со старожилами, возможно, посетить их дома, чтобы познакомиться с бытом.

Группа двигалась довольно бодро. Этому способствовала и погода, сегодня было еще теплее, чем вчера, и природа со своим чарующим ароматом сосновой смолы и августовских цветущих трав, и общее настроение группы, так как ребята давно дружили и могли друг на друга положиться.

В первой половине дня дорога вела ребят вдоль той же самой реки, она провела их так около десятка километров, а потом, когда ребята миновали старую заброшенную беседку, постепенно стала уходить вверх по склону. Стало ясно, что начинается тот самый лесной перевал. Река оставалась слева, а ребята постепенно стали уходить вверх по склону, причем дорога постепенно теряла свои очертания. Было видно, что здесь давно никто не ходил, а уж тем более не ездил. Изредка приходилось преодолевать грязные заболоченные места. Уже вскоре студенты испачкались в грязи по колено. Но это были мелочи, на которые абсолютно никто не обращал внимания. Наоборот, такие веселые трудности придавали группе еще больше бодрости и уверенности.

А один из фотографов, как раз-таки уроженец Чукотки, стал еще больше работать фотоаппаратом, чтобы запечатлеть для себя и для истории эти веселые «грязные» моменты. Конечно, приходилось экономить пленку для работы, и об этом часто напоминал руководитель группы.

Ребята поднимались вверх по склону довольно долго, но еще засветло они все-таки взошли на лесной перевал. Судя по картам, он не имел названия. Но было видно, что внизу, километрах в пяти, находилось то самое селение.

Студенты немного отдохнули на перевале, а затем стали спускаться с него в нужном направлении в сторону села. Дорога уже потерялась совсем, но интуиция и опыт верно вели руководителя и всю его группу. Вскоре ребята уже стали слышать шум реки, протекающей по этой стороне лесного хребта, а через пятнадцать минут уже и увидели ее. Вода в реке была кристально чистой и холодной. Группа пополнила запасы воды.

А солнце тем временем уже начинало подходить к горизонту. Стали задумываться над тем, где им устроить ночлег. Судя по карте, деревня находилась в километре ниже по руслу реки.

И тут чукотский фотограф вдруг произнес какие-то незнакомые слова, скорее всего на чукотском, и стал активно фотографировать что-то в стороне, за деревьями. Ребята тоже повернулись в ту сторону.

«Вопрос с ночевкой, кажется, решен!» – уверенно сказал чукотский фотограф, снял фотоаппарат с шеи, повесил его на сучок стоящего рядом дерева, скинул рюкзак и поставил его к этому же дереву. Он быстрым шагом направился к своей находке.

В стороне стоял старый лабаз, явно сооруженный кем-то из племени хантов. По крайней мере, так сказала одна из местных девушек. Он был сооружен из бревен, имел двускатную прогнившую крышу, а сам находился на четырех полутораметровых деревянных сваях над землей. По виду, ему было уже очень много лет, и он не внушал никакого доверия.

«Ты же не собираешься лезть в него? Слышишь? Он старше всех нас вместе взятых!» – поспешил остановить его руководитель.

«Да брось! Зато палатки сегодня не нужно ставить!» – ответил чукотский фотограф, уже карабкаясь в лабаз, ловко перебирая ногами и перехватываясь руками.

«Остановись! Не стоит!» – настаивал на своем руководитель.

«Только осторожно…» – протяжно сказала спутница чукотского фотографа.

На этих словах силуэт настырного чукчи уже скрылся из виду в проеме лабаза. Группа к тому времени уже находилась рядом и с любопытством рассматривала интересную находку.

«Темно тут… Фонарик бы…» – услышали студенты, как вдруг за этими словами послышался глухой треск гнилого деревянного пола, а за ним и грохот стремительно падающего вниз чукотского фотографа. Он громко шмякнулся ногами о землю под лабазом, а потом и сам полностью завалился на землю.

Лабаз не заставил себя долго ждать, а тут же следом покосился, покренился и с тем же треском гнилых бревен посыпался прямо на своего незваного гостя.

Все произошло буквально в несколько секунд, но для руководителя они показались вечностью! Он почувствовал и холод, и жар, и ужас одновременно.

«Скорее! Ему нужно помочь! Расчищайте бревна!» – скомандовал руководитель, и группа тут же бросилась на помощь своему товарищу.

Бревна полетели в сторону. И тут одна из девушек воскликнула: «Ой! Смотрите! Тут скелет чей-то!». Ребята между делом с удивлением взглянули на новую находку, но жизнь друга была дороже. И они стали активнее освобождать несчастного из гнилого плена.

Когда тот был уже полностью расчищен, он постанывая сообщил, что испытывает боль в левой ноге.

Руководитель тут же принялся осматривать его. Он сантиметр за сантиметром прощупывал его ногу. Когда он дошел до участка ниже колена, чукотский фотограф дико закричал. От этого крика у руководителя сжалось все внутри. Его бросило в жар, а на теле одновременно выступил холодный пот. Перелом.

Внешне руководитель не подал никакого вида, а лишь холодно и уверенно произнес: «Скорее всего, перелом. Нужны две метровые жерди. Плотная одежда. Веревки. Пригодится все, вплоть до шнурков. И фляжку с холодной водой дайте». Он повернулся к пострадавшему и сказал: «Сейчас мы тебе поможем. Будем сооружать тебе шину».

Очень оперативно все, что было нужно, ребята подготовили и подали руководителю. Третий юноша вырубил две жерди и подошел, чтобы помочь руководителю. Они слаженно и быстро приложили жерди, зафиксировали голеностоп и замотали всю конструкцию. Получилось довольно быстро и надежно. Хорошо, что на зарницах и турслетах они часто отрабатывали действия по оказанию первой помощи.

Пока чукче накладывали шину, девушки осмотрели найденный скелет. На его шее виднелось что-то вроде ожерелья из камней, перьев и костей.

«Странно, в этих лабазах местные обычно хранят добычу…» – сказала одна из местных девушек.

Другая тут же ей ответила: «А я слышала, что такие сооружения иногда используют в качестве склепов для местных шаманов. Их не принято хоронить, а запечатывают в одном из таких лабазов. Кстати, бусы из костей говорят о том же. Здесь покоился местный шаман! И его ни в коем случае нельзя беспокоить! Иначе бед не оберешься!».

Девушки тут же рассказали о своих догадках руководителю.

«Девчонки, сейчас не до баек и легенд. Уже темнеет. Надо придумать, что делать с пострадавшим. До деревни по моим расчетам здесь недалеко. Около километра. Поэтому я предлагаю соорудить носилки или волокуши и всем вместе двигаться туда. Там должны помочь!..» – ответил, рассуждая вслух, руководитель.

«Да, так будет лучше!» – поддержал его третий юноша.

«Тогда не будем тянуть! Давайте собираться!» – скомандовал руководитель.

Он вместе с третьим юношей в момент соорудил носилки из крепких жердей и верхней одежды, вместе с девчонками аккуратно переложили на них чукотского юношу, распределили его вещи из рюкзака по своим рюкзакам и спешно выдвинулись вниз по руслу реки по направлению к деревне.

«Ой, забыла свою фляжку! – с досадой произнесла одна из местных девушек, – идите, я догоню!» Девушка вернулась к месту происшествия, сняла со скелета найденные бусы шамана и отправилась вдогонку группе. Она не могла оставить здесь, в лесной глуши, такой полезный для ее дипломной работы трофей. Хотелось его подробнее изучить. Кто знает, для каких обрядов он использовался? А сам шаман был белый или черный? Она знала эти места, примерно знала, чей народ здесь проживал. Могла найти историческую нить и по ней выйти на интересные и полезные факты.

Так в раздумьях она вскоре догнала свою группу. Река, вдоль которой шли ребята, и шум ее перекатов остались в стороне. Вокруг была давящая тишина.

«Посмотри, деревня уже близко… Видишь огоньки?» - сказала ей ее подружка, заметив ее приближение.

И правда, впереди между деревьями, стали появляться точки бледных огоньков. Их было немного. То пять, то семь. Иногда вообще два-три. Но, вот так мелькая за деревьями, они придавали сил и надежды. Ноги сами шли вперед, хотя глаза уже плохо разбирали окружающую картинку, так как сумерки в лесу постепенно сгущались.

Руководитель и третий юноша, иногда спотыкаясь, самоотверженно несли носилки с пострадавшим. Тот, лежа на спине, слегка постанывал.

Огни впереди приближались. Казалось, до них уже рукой подать. Вот-вот, последний рывок – и они в деревне. А темнота только наступала. Силуэты деревьев уже с трудом можно было отличить от всего остального.

«По моим расчетам мы уже должны были давно прийти! Может, кто-нибудь уже достанет фонарик?» - раздраженно спросил руководитель.

Через минуту пара фонариков ослепили мощными лучами пространство, позволяя осмотреться.

Огни тут же исчезли. Но и деревни поблизости никакой не было. Вместо этого в свете фонариков стали видны едва заметные дощатые холмики, которые находились здесь абсолютно везде! Они походили на гробы, которые тут и там торчали своей верхней частью из земли. Время, конечно, их не пощадило, и эти старые сооружения изрядно подгнили.

Группа тут же остановилась. Руководитель и третий юноша положили свою ношу на землю и стали вместе с остальными озираться по сторонам.

«Это никакая не деревня… А то, что от нее осталось! Кладбище!» - произнесла вслух одна из девушек то, что остальные с ужасом тоже понимали.

И только она произнесла эти слова, как студенты один за другим стали обнаруживать, что их ноги стремительно погружаются в топкую массу таежного болота. Быстрое и опасное погружение первым поглотило покалеченного чукчу. Он, скорее всего, от боли в ноге потерял сознание и утонул молча. Ребята стали пытаться выбраться, в панике барахтаясь и цепляясь за все, что могли схватить, но от этого еще больше тонули в жиже из воды, хвои, листьев, грязи и песка.

Древние могилы стали утопать в болоте вместе с несчастными туристами. Казалось, будто огромный механизм включил свою прожорливую пасть, чтобы заглотить все вокруг. Руководитель только и успел произнести: «Простите, ребят…», как безжалостная топь проглотила всех девятерых одного за другим. От туристов и их вещей не осталось и следа. А на месте древнего кладбища образовалось топкое и гиблое болото.

И лишь старый пленочный фотоаппарат висит на сучке дерева в километре от того омута и по сей день хранит в себе часть истории несчастной группы девяти туристов.

Г. С. Итапин

01.09.2022 г.

 

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НАПИШИ НАМ

ПОДПИШИСЬ НА НАШИ НОВОСТИ

© Туристско-краеведческий клуб "Ориентир"

2017 -